Заключение прокурора по гражданскому делу

Заключение прокурора по гражданскому делу

Заключение прокурора по гражданскому делу

Заключение прокурора – как одна из форм участия прокурора в гражданском процессе, тесно связана с предыдущей формой, а именно с предъявлением прокурором иска в суд в гражданском судопроизводстве в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и других субъектов, перечисленных в ч.1 ст.45 ГПК РФ.

В русском дорево­люционном Уставе гражданского судопроизводства действовали ст.ст.343-347 «Заключение прокурора». «Заключение представителя прокурорского надзора было обязательно:

– по вопросам о пререканиях между судебными и административными органами;

– по вопросам о возбуждении уголовного преследования в виду обнаружения в гражданском деле обстоятельств, подлежащих рассмотрению в уголовном порядке, в частности в случае спора о подлоге документов;

– по делам брачным и о законности рождения, если в деле нет ответчика;

– по делам о вознаграждении за убытки, причиненные неправильными действиями должностных лиц.

Заключения прокурора давались словесно и заносились в протокол судебного заседания. Однако они для суда не были обязательны и разрешение дела, вопреки им, не давало права ни прокурору, ни тяжущимся обжаловать решение суда».[11] Многое из данного Устава дошло и до наших дней. В соот­ветствии с ч.3 ст.45 Гражданского процессуального кодекса, а также п. 4.

2 при­каза Генерального прокурора РФ № 1 от 05.01.97 года «Об участии прокурора в гражданском судопроизводстве» прокурор, участвующий в деле дает заклю­чение по вопросам, возникающим во время разбирательства дела и по суще­ству дела в целом. В нем содержатся соображения прокурора по тем вопро­сам, которые суду предстоит обсудить и решить в совещательной комнате (ст.ст.

189, 196 ГПК РФ).

A В заключении по существу дела прокурор обязан дать анализ доказательств; высказаться о том, какие юридические факты основания иска или основания возражения ответчика следует считать установленными; затем прокурор дает юридическую квалификацию фактическому составу дела, на этой основе определяет содержание гражданского (семейного, трудового, административного) правоотношения между сторонами, материальные права и обязанности сторон. Заключение прокурора должно содержать выводы: подлежит ли иск удовлетворению, в чем состоит обязанность ответчика по отношению к истцу, в каком размере иск подлежит удовлетворению или в иске следует отказать. Давая юридическую квалификацию фактическому составу дела прокурор дает политическую оценку разрешаемого спора, если дело имеет общественный интерес, обязательно должен проанализировать подлежащие применению нормы материального права, определяющие права и обязанности субъектов спорного и материального правоотношения. Все выводы должны опираться на твердо установленные факты и требования закона, т.е. должны быть мотивированы как с фактической, так и с юридической стороны.

A Заключение должно отвечать определенным требованиям. Заключение должно быть обоснованным, т.е. все предложения и выводы прокурора должны быть основаны на анализе и оценке конкретных доказательств. Оно должно бытьполным, а не однозначным.

Прокурору надлежит высказаться определенно о судьбе заявленного иска, а не альтернативно, т.е. оставляя решения иска на усмотрение суда. Заключе­ние, наконец, должно бытьзаконным, т.е. основанным на нормах матери­ального и процессуального права».
[12]

Некоторыми юристами высказывается мнение об исключении из гражданского судопроизводства такой формы участия прокурора как заключение по делу. При этом ученые ссылаются на то, что на практике далеко не всегда заключение прокурора является залогом законного решения. А иногда и наоборот способствует суду вынесе­ния незаконных и необоснованных решений.

https://www.youtube.com/watch?v=mBW9U_dgt30

Так И. Петрухин отмечает, что прокурор в судебном разбирательстве по гражданским делам поставлен в более привилегированное положение по сравнению со сторонами. Он дает заключение после судебных прений и стороны не имеют возможности ему возразить.

[13] Более того, не смотря на те требования, которые предъявляются к заключению прокурора, как утверждают некоторые ученые, оно все равно остается субъективным и формальным, отсюда незаконные и необоснованные решения судов, которые в последующем отменяются кассационном и надзорном порядке.

А. А. Власов полагает, что в настоящее время прокурор обладает большими процессуальными правами по сравнению с правами адвоката в гражданском процессе.

Это в частности, относится ко второй форме участия прокурора в гражданском процессе, когда он и предъявляет иск и одновременно дает правовое заключение по делу.

Он полагает, что это нарушает баланс процессуальных прав всех участников процесса, что недопустимо для состязательного судебного процесса.

В судебное заседание может быть представлено письменное заключение прокурора. Такое действие оправдано, когда, например, есть сомнения в том, что протокол судебного заседания не сможет отразить всех нюансов заключения, а дело приобрело принципиальный характер.

Заключение, составленное в письменной форме, может помочь прокурору при подготовке к выступлению, а также изготовлении протеста в случае несогласия прокурора с решением суда. Письменное заключение приобщается к делу.

Представление суду письменного заключения не освобождает прокурора, участвующего в деле, в силу требований устности, гласности и непосредственности от устного изложения положений своего заключения.

Источник: https://studopedia.ru/14_125643_zaklyuchenie-prokurora-po-grazhdanskomu-delu.html

Участие прокурора в гражданском судопроизводстве

Заключение прокурора по гражданскому делу

В гражданском судопроизводстве прокурор в рамках предоставленных ему федеральным законодательством полномочий вступает в процесс и дает заключение по делам: о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью (ч. 3 ст. 45 ГПК РФ), об оспаривании нормативных правовых актов (ст.

252 ГПК РФ), о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (ст. 260.1 ГПК РФ), об усыновлении и отмене усыновления (ст. 125, 140 СК РФ, ст. 273 ГПК РФ), о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим (ст.

278 ГПК РФ), об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами (ст. 284 ГПК РФ), об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (ст.

288 ГПК РФ), о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар или о продлении срока принудительной госпитализации гражданина, страдающего психическим расстройством (ст. 304 ГПК РФ), о лишении родительских прав, о восстановлении в родительских правах, об ограничении родительских прав (ст.

70, 72, 73 СК РФ), об обязательном обследовании и лечении (о госпитализации) больных туберкулезом (ст. 10 Федерального закона от 18 июня 2001 г. № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации»).

Перечень указанных дел, имеющих социально значимый характер, строго ограничен и может быть расширен только федеральным законом.

Приказом Генерального прокурора РФ от 2 декабря 2003 г.

№ 51 прокурорам предписано участвовать в первую очередь в рассмотрении дел: о выселении без предоставления другого жилого помещения; о восстановлении на работе в связи с прекращением трудового договора; о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина при исполнении трудовых и служебных обязанностей, а также в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В иных случаях вступать в процесс и давать заключения по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, если истец или ответчик по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может лично отстаивать в суде свои права и свободы либо спор приобрел особое общественное значение в субъекте Российской Федерации или муниципальном образовании.

В условиях усиления действия принципов состязательности сторон и независимости судей вступление прокурора в процесс для дачи заключения по социально значимому делу способствует обеспечению полного, всестороннего и объективного исследования юридически значимых обстоятельств спора, его правильному разрешению.

Заключение носит рекомендательный характер и имеет цель обеспечить вынесение судом законного и обоснованного решения (определения, постановления). Содействуя осуществлению правосудия, прокурор принимает меры не только к восстановлению нарушенного права, но и предупреждению нарушения прав одной из сторон, иных лиц, участвующих в деле (например, при необоснованных требованиях истца).

В особом мнении судей Европейского суда, высказанном 20 февраля 1996 г.

по делу Вермюлен против Бельгии, отмечено, что в этом случае прокурор выступает «в качестве amicus curiae — юридического консультанта суда, в чьей объективности и беспристрастности никто не сомневается», поскольку «он находится как бы над спором сторон по делу»1См.: Европейский суд по правам человека. Избранные решения. М., 2000. Т. 2.. В подавляющем большинстве случаев решения и определения выносятся судом в соответствии с заключением прокурора.

Прокурор дает заключение как по существу дела в целом, так и по отдельным вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства (например, о возможности разрешения спора в случае неявки свидетелей, о последовательности исследования доказательств, о необходимости назначения дополнительной экспертизы и др.).

Заключение прокурора по отдельному вопросу, возникшему в ходе рассмотрения дела, суд заслушивает после выяснения мнения других лиц, участвующих в деле и явившихся в судебное заседание.

Позиция прокурора должна быть аргументирована и основана на нормах материального и процессуального права.

Исходя из этого, под названным заключением понимается основанное на законе, мотивированное мнение прокурора по конкретному вопросу, возникшему в ходе судебного разбирательства.

Заключением прокурора по существу дела в целом завершается часть судебного разбирательства, именуемая «рассмотрение дела по существу».

Прокурор может вступить в процесс для дачи заключения на стадии подготовки дела к судебному разбирательству, а также на стадии судебного разбирательства до окончания рассмотрения дела по существу, т.е. до судебных прений.

В отличие от заключения государственного органа, органа местного самоуправления (ст. 47 ГПК РФ), представляемого суду в письменном виде в качестве официальной позиции соответствующего органа, заключение прокурора дается устно и отражает личное мнение конкретного должностного лица, а не всей прокуратуры или ее структурного подразделения.

Кроме того, заключение прокурора имеет сугубо правовой характер, тогда как заключения государственных органов и органов местного самоуправления являются компетентным мнением не только о правовой стороне спорного вопроса.

Так, орган опеки и попечительства при подготовке заключения по делу об определении места жительства ребенка учитывает условия жизни родителей, привязанность ребенка к одному из них, их личные качества и т.д.

Особый государственный статус прокурора в гражданском судопроизводстве предполагает следующие требования к прокурорскому заключению:

  1. объективность и законность: прокурор должен сохранять беспристрастность по отношению к лицам, участвующим в деле, и основывать свою позицию исключительно на нормах материального и процессуального права;
  2. полнота и обоснованность: прокурору надлежит определенно и исчерпывающе высказаться по всем заявленным требованиям, не допуская альтернативы и не оставляя решение вопроса «на усмотрение суда». Все доводы прокурора должны быть аргументированы.

С учетом изложенного заключение прокурора по существу дела в целом — основанное на правовой оценке фактических обстоятельств дела и внутреннем убеждении мотивированное мнение прокурора о том, как должно быть разрешено дело, высказываемое им в судебном заседании в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом.

Заключение прокурора условно можно разделить на четыре части: обращение к суду и лицам, участвующим в деле; описательную, мотивировочную и резолютивную.

Заключение прокурора адресовано не только суду, но и лицам, участвующим в деле, поэтому логично начинать его фразой: «Уважаемый суд! Уважаемые участники процесса!».

В описательной части прокурор отмечает общественную значимость спора (если таковая имеет место), кратко излагает существо дела (требования и возражения сторон, других лиц, участвующих в деле).

В мотивировочной части дается юридическая квалификация правоотношений сторон.

Прокурор указывает закон (иные правовые акты), подлежащий применению при разрешении данного дела; высказывает свое мнение относительно того, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены, а какие не установлены; дает оценку собранным по делу доказательствам с точки зрения относимости, допустимости и достоверности каждого из них в отдельности, достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности.

Со ссылкой на конкретные нормы права прокурор обосновывает свою позицию по делу.

Резолютивная часть является логическим продолжением мотивировочной части и представляет собой краткий вывод относительно заявленных по делу требований: подлежат они удовлетворению или нет (полностью или частично). Прокурор должен четко сформулировать, кто, какие действия и в чью пользу должен произвести. Если ставится вопрос о взыскании денежных средств, необходимо указать конкретную сумму.

При выявлении случаев нарушения законности прокурор вправе поставить перед судом вопрос о вынесении частного определения и направлении его в адрес соответствующей организации или должностного лица (ст. 226 ГПК РФ).

Вступлению прокурора в процесс должно предшествовать изучение законодательства, подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, постановлений Пленума Верховного Суда РФ по конкретной категории дел, разъяснений Президиума Верховного Суда РФ, судебной практики.

Перед судебным заседанием прокурору следует ознакомиться с материалами гражданского дела, выяснив:
  1. подведомственно и подсудно ли гражданское дело данному суду (ст. 22-33 ГПК РФ);
  2. нет ли оснований для отвода судьи, секретаря судебного заседания, эксперта, специалиста, переводчика, самого прокурора (ст. 14-21 ГПК РФ);
  3. надлежащий ли ответчик по делу;
  4. нет ли обстоятельств, влекущих оставление иска (заявления) без рассмотрения либо прекращение, приостановление производства по делу (ст. 215, 220, 222 ГПК РФ);
  5. все ли заинтересованные лица привлечены к участию в деле;
  6. извещены ли лица, участвующие в деле, о явке в суд;
  7. достаточно ли собранных по делу доказательств для его рассмотрения.

Это необходимо для своевременного заявления соответствующего ходатайства.

Целесообразно также определить круг вопросов, подлежащих выяснению в ходе судебного разбирательства.

Заключение прокурора должно быть четким, лаконичным, отличаться тщательностью анализа обстоятельств дела, строгой логичностью построения, грамотностью и простотой языка выступления, должно давать ясное представление о позиции по делу.

Достоинство речи прокурора — не витиеватые фразы, а систематизированность конкретных фактов. Известный юрист А.Ф. Кони призывал вменить прокурору в нравственную обязанность «сдержанность в слове, обдуманность и справедливость в выводах…»2Кони А.Ф. Собр. соч. Т.

5. М., 1968. С. 169..

Стиль речи прокурора должен соответствовать его высокому назначению.

ГПК РФ не предусматривает письменной формы заключений прокурора, они даются устно, и их содержание отражается в протоколах судебных заседаний. Однако в соответствии с п.

8 приказа Генерального прокурора РФ № 51 прокуроры, участвующие в рассмотрении гражданских дел судом первой инстанции, обязаны формировать наблюдательные производства, в которых помимо копий наиболее важных процессуальных документов должны быть и подробные заключения.

Источник: https://isfic.info/korsh/grapro02.htm

Заключение прокурора как ветер в мае?

Заключение прокурора по гражданскому делу

Мы относим заключение прокурора (ст. 45 ГПК РФ) к процессуальным гарантиям реализации прокуратурой своих полномочий для защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Не считая заключение прокурора инструментом надзора за судопроизводством, мы видим его цель в трансляции через прокурора рекомендаций государства суду принять то или иное решение. Впрочем, в зависимости от правового режима эти рекомендации способны трансформироваться в указания.

В настоящее время заключение прокурора не может предопределять позицию суда по конкретному делу, но играет в формировании судебного убеждения немаловажную роль. Разумеется, мнение прокурора не обязательно для судьи, но и высказывается оно не для того, чтобы быть проигнорированным.

Поэтому требуют осмысления вопросы, как изложенная в заключении позиция прокурора влияет на исход дела, должен ли суд ее оценивать.

Может ли изменить свою позицию прокурор, дающий заключение по делу? Прямо такое право законом не предусмотрено. Для гражданского процесса характерен разрешительный тип правового регулирования: разрешено только то, что разрешено. Как проявляется императивность процессуальной формы в случае изменения позиции прокурором, дающим заключение по делу?

Полагаем, что до оглашения заключения по существу рассматриваемого дела прокурором по ст. 189 ГПК РФ позиция только формируется, а потому может меняться. Логично оставить за прокурором возможность изменения заключения после его оглашения в случае возобновления рассмотрения дела по существу на основании ч. 2 ст. 191 ГПК РФ.

Задача прокурора здесь – рекомендовать законный и обоснованный с его точки зрения вариант судебного решения, а если выясняются новые обстоятельства, исследуются новые доказательства, то и рекомендации прокурора могут измениться.

Поэтому вполне понятна и допустима ситуация, когда заключения, данные прокурором в одном процессе, но в разных судебных заседаниях до вынесения решения судом отличаются друг от друга. 

Рассмотрим ситуацию, когда позиция прокурора, изложенная им в апелляционном представлении или возражениях на апелляционную жалобу не соответствует заключению, данному прокурором при рассмотрении гражданского дела судом первой инстанции. Казус имел место при рассмотрении дела о лишении отца родительских прав по иску матери ребенка.

Прокурор дал заключение по делу о лишении родительских прав, высказавшись в пользу удовлетворения требований истца.

Заключение прокурором в письменной форме не представлялось, было дано устно и включено в протокол судебного заседания, а в судебном решении нашло типично лаконичное отражение: «выслушав доводы сторон, исследовав представленные доказательства, заслушав представителя органа опеки и попечительства и заключение прокурора, полагавших иск подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему…»[1]. Суд не удовлетворил исковые требования, поскольку на день вынесения решения не нашел достаточных оснований для лишения ответчика родительских прав и полагал, что ответчик изменит свое отношение к ребенку. Истец подал апелляционную жалобу, в качестве одного из доводов изложив, что суд не придал должного внимания заключениям прокурора и органов опеки и попечительства, рекомендовавших лишить ответчика родительских прав. Прокурор подал возражения на апелляционную жалобу, повторяя в ней аргументацию мотивировочной части судебного решения, излагая позицию, обратную занимаемой им в суде первой инстанции, и просил решение районного суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. В заседаниях суда апелляционной инстанции прокурор активно давал объяснения в поддержку судебного решения. Апелляционной инстанцией судебное решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения. Отметим также, что в процессуальной роли прокурора выступали три должностных лица: одно присутствовало в заседаниях суда первой инстанции, от имени другого (прокурора района) подано возражение на апелляционную жалобу, третье должностное лицо прокуратуры присутствовало и давало объяснения в суде апелляционной инстанции.

Не вдаваясь в особенности рассмотрения споров о воспитании детей и материально-правовую сторону дела о лишении родительских прав, проанализируем данный пример с точки зрения допустимости изменения позиции прокурора и последствия такого изменения.

Согласимся с Н.Г. Елисевым в том, что для процессуальных правовых отношений характерен принцип неизменности правовых действий. Раскрывая содержание этого принципа, Н.Г.

Елисеев отмечает, что «совершенное процессуальное действие является окончательным, становится юридическим фактом, на основе которого суд и прочие участники процесса могут или должны совершать ответные акты, а после того, как эти акты совершены, сторона, от которой исходило процессуальное действие, не может его изменять, отзывать или оспаривать»[2]. Это о стороне и вполне применимо к прокурору в роли процессуального истца, но распространяется ли на дающего заключение прокурора? Может ли он быть непоследовательным?

В рассматриваемом примере после данного прокурором заключения новые доказательства не приобщались. Что изменилось в процессуальной ситуации и послужило мотивом к изменению позиции прокурора? В «уравнении» появился новый элемент – судебное решение, а также изменились лица, реализующие процессуальную роль прокурора.

Если исходить из того, что судебное решение действительно было законным и обоснованным, анализируемая ситуация проста: одно должностное лицо прокуратуры ошиблось, дав неверное заключение по делу, другое, из «вышестоящей» прокуратуры, ошибку исправило, не только выполнив задачу обеспечения законности, но и улучшив итоговую статистику, в которой отразится, что позиция прокурора и судебное решение друг другу соответствуют. Но этот пример как лакмусовая бумажка проявляет некоторые системные проблемы участия прокурора в гражданском процессе, и проблемы самого процесса в целом, являя собой занятный казус с выходом на вопросы высокого уровня, вплоть до соблюдения принципа разделения властей. С какой целью дается неоцениваемое судом заключение прокурора, который не только может проявлять, не оправдывая, непоследовательность своей позиции, но и не являться в суд вовсе, ведь неявка прокурора, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела? Понятно, как заключение помогает прокурору осуществлять свои полномочия. Непонятно, как это в свете рассматриваемого примера и имеющегося правового регулирования способствует обеспечению законности.

Публикация по теме:

Дугарон E.Ц.  Проблемы заключения как формы выражения позиции прокурора в гражданском процессе // Законность. 2018. № 4. С. 30-35.

[1] Архив Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ, дело 2-696/2016.

[2] Елисеев Н.Г. Процессуальный договор. М.: Статут. 2015 // Справочно-правовая система «Консультант плюс».

Источник: https://zakon.ru/blog/2018/4/17/zaklyuchenie_prokurora_kak_veter_v_mae

Участие прокурора в гражданском процессе: формы участия, основания, цели

Заключение прокурора по гражданскому делу

В гражданском процессе прокурор выступает в качестве независимой стороны. Его задача — обеспечение законности при разбирательствах.

По отдельным делам он привлекается в обязательном порядке, но в некоторых случаях может вызываться судами путем отправки определений.

Рассмотрим, когда и в каких формах он участвует в процессе, права и обязанности, а также особенности составления заключения прокурором.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 (800) 333-05-49 Бесплатный звонок для всей России.

В каких делах обязательно участвует прокурор?

Перечень гражданских дел описан в ГК РФ, но по некоторым из них обязательно участие прокурора для дачи заключения (ч.3 ст. 45 ГПК РФ).

К таким делам относятся:

  • принудительное выселение;
  • восстановление на работе после неправомерного увольнения;
  • взыскание компенсаций за вред здоровью и жизни;
  • усыновление или отмена усыновления;
  • оспаривание нормативных актов органов государственной, муниципальной власти;
  • признание гражданина умершим, безвестно пропавшим, ограниченно дееспособным, недееспособным;
  • признание несовершеннолетнего полностью дееспособным;
  • госпитализация в психбольницу в принудительном порядке, продление сроков лечения;
  • лишение, ограничение родительских прав, восстановление в правах;
  • обязательное обследование или лечение;
  • оспаривание противоправных действий сотрудников медицинских, социальных учреждений;
  • размещение гражданина из иностранного государства в специализированном учреждении после реадмиссии, продление сроков размещения.

В зависимости от формы участия госпрокурор вправе начинать разбирательства или вступать в них после возбуждения производства.

Формы участия прокурора в процессе

Рассмотрим основные формы, применяющиеся при разбирательствах с присутствием прокурора:

  • начало процесса госпрокурором в защиту законных прав граждан, когда он наделяется всеми правами истца;
  • вступление в процесс по определению суда, если дело возбуждено по заявлению другого человека.

В последнем случае суд может привлекать прокурора, если без его заключения по делу нельзя вынести объективное решение.

Когда прокурор обращается с иском в суд самостоятельно?

Согласно ст. 45 ГПК РФ, госпрокурор может стать инициатором разбирательств по любым гражданским делам, если у гражданина не получается подать иск самостоятельно по уважительным причинам:

  • тяжелое заболевание;
  • недееспособность;
  • пожилой возраст;
  • иные уважительные обстоятельства.

Указанное правило не распространяется на дела о защите социальных, трудовых и семейный прав граждан: в этих случаях госпрокурор обязательно привлекается вне зависимости от обстоятельств истца.

Права прокурора при самостоятельном обращении в суд

Если сотрудник прокуратуры подает иск в суд для защиты прав другого гражданина самостоятельно, он наделяется правами истца (ст. 35 ГПК РФ).

В ходе разбирательств он может:

  • требовать ознакомления с материалами дела, подавать ходатайства и возражения;
  • подавать отводы;
  • полностью или частично изменять требования;
  • изменять основания, предмет спора;
  • менять размер требований;
  • получать копии документов;
  • обжаловать решения, постановления, определения;
  • приводить свои доводы;
  • заявлять о пересмотре дел по вновь открывшимся обстоятельствам вне зависимости от того, участвовал ли он в процессе ранее, или нет;
  • участвовать в заседаниях.

Обратите внимание! Прокурор не является правозащитником истца при самостоятельной подаче иска. Его присутствие обусловлено защитой законов.

Также он не относится к сторонам производства, к нему не может предъявляться встречный иск. На госпрокурора не возлагается обязательство по оплате судебных издержек, он не вправе заключать мировые соглашения.

На него не распространяется действие решения, т.к. он не является выгодоприобретателем по делу.

Об обращении прокурора с иском в суд обязательно оповещается не только ответчик, но и истец. Если сотрудник прокуратуры отказывается от заявления, разбирательство продолжается при отсутствии отказа истца. Если от иска отказывается сам истец, рассмотрение прекращается вне зависимости от мнения госпрокурора.

Обязанности и права прокурора

Права и обязанности прокурора делятся на общие и специальные.

Под общими подразумевается:

  • добросовестное распоряжение правами;
  • уважительное отношение к суду;
  • соблюдение порядка в зале заседания;
  • явка на слушания по вызовам;
  • заблаговременное оповещение о причинах неявки, представление доказательств.

Дополнительные обязанности и права устанавливаются Приказом Генпрокуратуры РФ от 10.07.2017 №475, распространяются только на прокуроров:

  • участвовать в разбирательствах в судах первой, кассационной, апелляционной, надзорной дистанции;
  • качественно подготавливать и отправлять заявления о возмещении ущерба в суд;
  • вступать в гражданские споры на любой стадии;
  • давать заключения по делам, в которых привлечение госпрокурора обязательно;
  • поддерживать заявления в судах;
  • участвовать в рассмотрении дел, имеющих особое значение для защиты интересов и прав граждан;
  • направлять письменные заключения по делам, рассматриваемым в порядке упрощенного производства, после утверждения руководителем прокуратуры;
  • изучать материалы дела, анализировать законодательство и судебную практику перед началом заседания;
  • своевременно опротестовывать незаконные и необоснованные решения, постановления;
  • направлять возражения против поступающих заявлений и жалоб.

Важно! Несмотря на то, что госпрокурор наделяется всеми правами и обязательствами истца при подаче заявления в суд, он не выступает в качестве стороны производства или правозащитника. На заседании он обеспечивает законное рассмотрение и разрешение дел, дает заключение.

Дача заключения прокурором

Заключение госпрокурора оформляется после исследования всех доказательств, когда председательствующий дает ему такое право на заседании.

Прокурор выступает после прений с заключением, состоящим из нескольких частей:

  • краткий анализ рассматриваемого дела;
  • само заключение – мнение представителя прокуратуры по гражданскому спору;
  • мотивировка (юридическое обоснование) со ссылками на законодательные нормы;

Согласно ст. 229 ГПК РФ, заключение вносится в протокол, который на слушании ведет секретарь заседания. Документ должен быть оформлен в течение трех дней после слушания, а истец или ответчик могут внести замечания по нему в течение 5 дней от даты подписания.

Цели и задачи госпрокурора на суде

Целью участия госпрокурора в производстве является обеспечение законности действий всех граждан и иных лиц, относящихся к делу: истца, ответчика, экспертов, свидетелей, судьи, председательствующего, секретаря заседания, и пр.

В список задач входит:

  • обеспечение соблюдения прав и интересов граждан;
  • укрепление и обеспечение единства законности;
  • контроль за соблюдением законодательных актов;
  • защита охраняемых законами прав и интересов государства, общества.

Таким образом, прокурор – это самостоятельное звено, занимающее независимую позицию. Его единственной задачей является обеспечение законности, для чего он вправе совершать любые процессуальные действия, а при необходимости опротестовывать решения через вышестоящие инстанции.

Опротестование решений прокурором

Деятельность сотрудников прокуратуры регламентируется ФЗ от 17.01.1992 №2202-1, согласно которому госпрокурор или его заместитель вправе подавать частные или кассационные протесты в вышестоящие судебные органы.

Основанием для этого может послужить следующее:

  • неправильное толкование судом правовых норм;
  • существенное нарушение норм материального или процессуального права;
  • составление решения, определения или постановления без соблюдения законодательных актов.

Если решение не вступило в силу, направляется кассационный протест. Определения оспариваются путем подачи частного протеста.

Обратите внимание! Генеральный прокурор и его заместители вправе опротестовывать решения через любые кассационные суды. Прокуроры областей, республик, иных субъектов РФ могут обращаться максимум в президиумы Верховного суда своих регионов.

Образец протеста

Протест условно делится на несколько частей по содержанию:

  1. Вводная: наименование и адрес суда, Ф.И.О. сторон производства, краткое содержание решения.
  2. Описательная: обоснования протеста со ссылками на законодательство, которое было нарушено судом при вынесении решения.
  3. Резолютивная: ссылки на законы и требование прокурора об отмене или частично изменении решения.

В конце обязательно ставится подпись прокурора.

Образец ходатайства о принесении протеста в порядке надзора на судебные постановления по гражданскому делу:

Привлечение прокурора в суде апелляционной инстанции

Как и истец, госпрокурор вправе обратиться в апелляционный суд с представлением, если считает, что требования удовлетворены не в полном объеме, а интересы граждан или организации – не защищены должным образом (ст. 320 ГПК РФ).

Оспорить решение в апелляционном порядке можно до вступления в законную силу. срок обжалования зависит от производства, в котором рассматривалось дело. В среднем это 1-2 месяца.

Образец апелляционного представления

Представление прокурора должно соответствовать требованиям, установленным ст. 322 ГПК РФ. Если решение оспаривает истец или ответчик, подается жалоба, содержание которой аналогично представлению.

Что должно быть включено в документ:

  • название суда, решение которого оспаривается;
  • реквизиты решения, дата принятия;
  • Ф.И.О., адрес, должность лица, подавшего представление;
  • требования;
  • перечень представленных документов.

Дополнительно в представлении можно заявлять ходатайства, оставлять контактные данные для дальнейших разбирательств.

Основания для возврата представления

Апелляционный суд вернет представление госпрокурору и не будет его рассматривать, если:

  • не выполнены требования судьи, указанные в определении об оставлении документа без движения;
  • истек срок апелляционного обжалования;
  • отзыв представления прокурором.

Обратите внимание! Протесты и представления направляются в суды, вынесшие оспариваемые решения. После этого они перенаправляются в вышестоящие инстанции.

Заключение Эксперта

Участие прокурора в гражданском процессе обязательно только в случаях, определенных ст. 45 ГПК РФ. По остальным делам он может привлекаться судами на основании соответствующих определений.

Цель присутствия прокурора в разбирательствах – выдача мотивированного заключения, с учетом которого принимаются решения.

Если у вас остались вопросы и вы хотите получить ответ быстро, оставьте обращение нашим юристам через специальную форму на сайте. У нас работают опытные правозащитники, грамотно оказывающие помощь по любым гражданским делам.

Ответы юриста на популярные вопросы

Мне Пенсионный фонд не засчитал несколько лет в трудовом стаже, отчего назначена пенсия в меньшем размере. Хочу обратиться с жалобой в прокуратуру. Будет ли прокурор участвовать в разбирательствах?

Да, будет, потому как такие дела относятся к защите соц.прав граждан.

Кто вызывает прокурора по гражданским делам?

Привлечение прокурора осуществляется путем отправки судом соответствующего определения.

Может ли прокурор обязать должника выплачивать неустойку по договору?

Нет, неустойка взыскивается только через суд.

Я инвалид, у меня есть спор с управляющей компанией. Могу ли я обратиться к прокурору, чтобы он подал исковое заявление в суд?

Да, можете, т.к. у вас есть уважительная причина — инвалидность. Заявление будет подано, если по результатам проверки прокурор сочтет требования обоснованными.

У меня нет возможности ходить на заседания, но нужно разрешить спор с застройщиком. Могу ли я пожаловаться в прокуратуру, чтобы они представляли мои интересы?

Нет, представление интересов в судах – это компетенция адвокатов. Прокурор является независимой стороной, и лишь в уголовных делах выступает государственным обвинителем.

Источник: https://SocPrav.ru/prokuror-v-grazhdanskom-processe

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.