Существуют ли пределы гласности

Принцип гласности деятельности прокуратуры. Пределы гласности

Существуют ли пределы гласности

Важным принципом деятельности органов прокуратуры является принцип гласности. Гласность и открытость деятельности государственных органов – непременный признак демократического общества. Согласно ст. 29 Конституции РФ, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Принцип гласности означает открытость деятельности органов прокуратуры, доступность для граждан, средств массовой информации, информированность населения о состоянии законности и деятельности прокуратуры по обеспечению прав и свобод граждан, поощряет граждан и средства массовой информации сообщать об известных им фактах правонарушений и способствует укреплению законности. На принципе гласности основаны и многие формы и методы прокурорского надзора.

Нормативное ограничение принципа гласности в деятельности органов прокуратуры определяется конституционными требованиями, а также нормами федерального законодательства. Так, статья 4 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» устанавливает пределы гласности в деятельности органов прокуратуры.

Они, в частности, действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит законодательству Российской Федерации. Согласно ч. 1 ст. 23 Конституции РФ, каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Органы прокуратуры должны действовать в соответствии с законодательством РФ о государственной и иной специально охраняемой законом тайне.

Перечень сведений, относимых к государственной тайне, установлен Законом РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 “О государственной тайне” и Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. № 1203 “Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне”. Существуют также различные виды служебной тайны (следственная, тайна совещательной комнаты в суде, нотариальная, врачебная и т.п.).

Специально охраняется законом коммерческая тайна и ее различные разновидности: банковская, тайна страхования и др. Специально охраняется законом военная тайна. Разглашение охраняемой законом тайны влечет установленную законом материальную (в судебном порядке), дисциплинарную или уголовную ответственность (ст. 283 УК РФ “Разглашение государственной тайны”, ст.

284 УК РФ “Утрата документов, содержащих государственную тайну”, ст. 155 УК РФ “Разглашение тайны усыновления (удочерения)” и др.).

В то же время согласно п. 2 ст.

5 ФЗ “О прокуратуре Российской Федерации» прокурор не обязан давать каких-либо объяснений по существу находящихся в его производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законодательством. Конституционный Суд РФ в одном из своих постановлений признал, что эта норма закона является важной гарантией от недопустимого вмешательства в деятельность органов прокуратуры Российской Федерации.

В соответствии с приказами и указаниями Генеральной прокуратуры РФ органы прокуратуры обеспечивают взвешенный подход к отбору материалов, подлежащих преданию гласности с учетом требований закона, гарантирующего право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени граждан, следят за тем, чтобы в них не содержались сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, а также информация конфиденциального характера. Материалы предварительного следствия органы прокуратуры могут предавать гласности лишь в точном соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства.

В целях обеспечения принципа гласности органы прокуратуры информируют граждан и общественность через средства массовой информации (печать, радио, телевидение) о состоянии законности, о принимаемых прокуратурой и иными правоохранительными органами мерах по борьбе с преступностью, иными нарушениями законности, готовят для средств массовой информации материалы и иные сведения о деятельности прокуратуры, в частности о проводимых ими мерах по охране конституционных прав и свобод граждан, борьбе с преступностью. В результате надзорной деятельности органы прокуратуры осведомлены о состоянии законности практически во всех сферах правовых отношений. Прокуроры осуществляют координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью и получают от них необходимую информацию. Такая информация представляется органам власти и местного самоуправления.

Прокуратура Рутульского района во исполнение вышеуказанных требований закона и ведомственных приказов и указаний Генерального прокурора РФ строит свою работу так, чтобы повысить доверие граждан к своей деятельности.

С этой целью работники прокуратуры района регулярно выступают в республиканской газете «Рутульские новости» в рубрике «Вести прокуратуры» с актуальными статьями о выявленных фактах нарушений законности и принятых мерах к их устранению, о возбужденных уголовных делах, результатах их расследования, о прокурорских проверках и т. д.

Так, в 2012 году работники прокуратуры района более 10 раз выступили в печати, информируя население района об итогах работы прокуратуры района за истекший год, в порядке правового просвещения рассказали о правовых аспектах борьбы с наркоманией, о правовых формах противодействиях экстремизму и терроризму, о новых нормах ответственности за коррупционные правонарушения и преступления, о практике соблюдении избирательного законодательства, о нарушениях при содержании дорог местного значения и т. д.

В порядке обратной связи призываю граждан активнее обращаться в прокуратуру района по вопросам нарушений своих прав, в частности права на труд и оплату труда, права на образование и качественную медицинскую помощь, информировать о всех случаях ненадлежащего рассмотрения обращений граждан государственными и муниципальными органами и учреждениями, сообщать о случаях ущемления прав незаконными действиями государственных и муниципальных служащих и т. д. Особо прошу граждан сообщать в прокуратуру района о всех случаях отказа гражданам в приеме или уклонения от приема и регистрации сообщений о преступлениях органами, обязанными принимать и регистрировать указанные сообщения (органы полиции, органы службы судебных приставов, органы пожарной инспекции и другие). Такая активная позиция граждан будет препятствовать укрытию преступлений от учета, обеспечению неотвратимости наказания за совершенные преступления и правонарушения, в целом послужит укреплению законности и правопорядка в районе.



Источник: https://infopedia.su/17x725c.html

Уголовный процесс

Существуют ли пределы гласности

На основании ст. 240 УПК в суде первой инстанции все доказательства по уголовному делу подлежат непосредственному исследованию. Это означает, что суд заслушивает показания подсудимых, потерпевших, свидетелей, заключения экспертов, осматривает вещественные доказательства, оглашает протоколы и иные документы.

Непосредственность — это одно из важных и существенных условий правильного ведения судебного исследования обстоятельств уголовного дела.

Благодаря ему судьи получают сведения об обстоятельствах, имеющих значение для разрешения дела, на основе личного восприятия всех получаемых в ходе судебного разбирательства доказательств, а не по письменным материалам, которые содержаться в деле, не случайно, что исследованию подлежат, прежде всего, первоисточники сведений о фактах.

В судебном заседании суд вправе огласить материалы уголовного дела исключительно в строго ограниченных законом случаях. Как правило, это может иметь место лишь тогда, когда не представляется возможным непосредственно исследовать какое-либо доказательство в форме первоисточника.

Суд имеет возможность в судебном разбирательстве непосредственно заслушать показания подсудимого, потерпевшего, свидетелей, что позволяет исключить искажение при передаче информации, а также осмотреть представленные вещественные доказательства протоколы следственных действий, удостоверяющие те факты, которые исследуются судом, поскольку все они должны быть проверены и оценены в совокупности с другими доказательствами, рассмотренными в судебном разбирательстве.

Суд не может ссылаться в приговоре на доказательства, которые не были оглашены и исследованы в судебном заседании и не нашли отражения в протоколе судебного заседания. Непосредственность — это необходимый элемент процессуальной формы судебного разбирательства дела судом. Она является выражением независимости судей и их самостоятельности при принятии решения по делу.

Устность судебного разбирательства представляет собой форму ведения судебного разбирательства. Вся необходимая информация должна восприниматься судом на слух. Благодаря устности все участники судебного разбирательства могут наиболее эффективно реализовать свои процессуальные права: подсудимый, потерпевший, свидетели и другие лица.

Они дают свои показания устно и на поставленные вопросы также дают ответы в устной форме. Эксперты свои письменные заключения оглашают лично. Судебные прения, т.е. речи обвинителя, гражданского истца гражданского ответчика, их представителей, защитника или подсудимого, если защитник в судебном заседании не участвовал (ст.

292 УПК), также выслушиваются устно.

Устность способствует тому, что присутствующие в судебном заседании граждане воспринимают все происходящее непосредственно. Без этого не имел бы смысла такой принцип, как гласность — конституционный принцип всех видов правосудия. По УПК — это одно из общих условий судебного разбирательства

Закон обозначил пределы судебного разбирательства (ст. 252 УПК), а тем самым и то, что может быть предметом судебного исследования и судебного решения по переданному в суд делу, какие вопросы суд вправе рассматривать и решать, а какие не вправе.

Пределы судебного разбирательства ограничены как по кругу лиц, так и по содержанию обвинения. Суд не может рассматривать уголовное дело в отношении лиц, которым не было предъявлено обвинение. Суд не вправе выйти за пределы обвинения, в отношении которого судьей было назначено судебное заседание. При нарушении этих правил приговор подлежит отмене.

Пределы судебного разбирательства представлены в УПК достаточно широко, и под ними законодатель понимает не только то обвинение, по которому обвиняемый был предан суду, но также и то обвинение, которое поддерживает в суде прокурор.

В связи с этим изменение обвинения допускается только в случаях, если оно не ухудшает положения подсудимого и не нарушает его право на защиту. Изменение обвинения на более тяжкое всегда связано не только с ухудшением положения подсудимого, но и с нарушением его права на защиту.

Подсудимый должен иметь реальную возможность защищаться от нового обвинения, пользуясь предоставленными ему правами (ст. 47 УПК).

Исходя из действующих постановлений пленумов ВС РФ, нарушение права на защиту возникает и тогда, когда при переквалификации преступлений фактически положение подсудимого не ухудшается, но при таком изменении обвинения изменяются фактические обстоятельства и существенно меняется как линия, так и тактика защиты.

Например, нельзя изменить обвинение лица в убийстве из хулиганских побуждений на убийство из корыстных побуждений. Может быть нарушено право на защиту и в тех случаях, когда изменяются время, место, способ, мотив совершения преступления, которые хотя и не влияют на квалификацию, но существенно изменяют линию защиты.

Законодатель, таким образом, не предоставил право прокурору в судебном разбирательстве изменять фактические обстоятельства совершенного преступления и в ст. 252 УПК указал на недопустимость изменения как фактической, так и юридической стороны преступления, если оно влечет нарушение права подсудимого на защиту.

В то же время в нормах УПК не содержится право стороны обвинения заявлять ходатайство о возращении уголовного дела для производства дополнительного расследования для изменения обвинения не только в сторону ухудшения, но и при необходимости изменения обвинения в целом, не ухудшающего положения подсудимого. Такие ограничения негативно сказываются в первую очередь на положении потерпевших. А это между тем является нарушением равноправия сторон.

Так уж сложилось в судебной практике, что понятие изменения обвинения на существенно отличающееся от ранее предъявленного обвинения рассматривается с учетом объективной стороны преступления, объекта посягательства и формы вины.

Следовательно, оценивать существенное отличие обвинения от другого по фактическим обстоятельствам необходимо по элементам состава преступления.

При оценке этих условий необходимо ответить на вопрос, имел ли обвиняемый возможность реально осуществить свое право на защиту, не зная, что установленные факты могут быть интерпретированы в ином аспекте.

Неизменность состава суда по УПК (ст. 242) является обязательным условием судебного разбирательства, т.е. рассмотрение дела осуществляется одним и тем же составом судей.

Если кто-либо из судей лишен возможности продолжить участвовать в судебном заседании, то он заменяется другим судьей и разбирательство дела начинается в таком случае с начала.

К причинам, которые лишают судью возможности продолжать участие в судебном заседании и требуют его замены, относятся удовлетворение самоотвода или отвода судьи, его длительная болезнь и др.

Итак, непосредственность, устность, гласность и пределы судебного разбирательства, а также неизменность состава суда определяют процессуальный способ восприятия получаемой информации судьями, которым доверено рассматривать и разрешать дело по существу.

Источник: https://isfic.info/urpro/ugcou101.htm

Гласность в период Перестройки

Существуют ли пределы гласности

Гласность – политика СССР в духовной и культурной жизни страны, которая подорвала основные устои советского общества. В результате были созданы условия, когда в сознании населения зародилась и укрепилась мысль, что на Западе все намного лучше.

Современные учебники по истории рассматривают политику гласности как обособленное явление. В лучшем случае ее связывают с перестройкой.

Но если изучать общественно-культурные изменения в стране без оглядки на Холодную войну, то понять истинный смысл тех событий невозможно.

Гласность – открытость информации для населения, связанная с отсутствием цензуры в печати и с частичной свободой слова.

Историческая справка

Основные идеи гласности СССР в 80-е годы:

  • демократизация общественной жизни.
  • отсутствие (смягчение) цензуры в СМИ
  • критика социализма и раскрытие информации о «темных» страницах советской истории
  • публикация литературных произведений, которые раньше были запрещены
  • пересмотр дел жертв репрессий

Предыстория вопроса

В феврале 1986 года на 27 съезде КПСС Горбачев впервые озвучил термин «гласность». Важная особенность – изначально это был политический термин и использовался для обоснования населению перемен и реформ, которые планировались провести. Фактическая реализация политики началась с середины 1987 года и очень скоро она вышла из под контроля и захлестнула общественную жизнь целиком.

Основные лозунги гласности:

  • «Назад, к Ленинизму»
  • «Социализм с человеческим лицом»
  • «Больше гласности – больше демократии»
  • «Через гласность к социализму»
  • «Гласность нам нужна как воздух»

Причины и предпосылки гласности

Горбачева с его перестройкой можно воспринимать по-разному: одни говорят, что он виноват в развале СССР, другие обвиняют Ельцина и его окружение.

Кто прав будет судить история, но факт заключается в следующем – политика гласности, которую Горбачев объявил практически сразу после вступления в должность Генсека, и толкнула страну к развалу. Сама политика явилась следствием поражения в Холодной войне.

Ведь обратите внимание, что все мероприятия «гласности» были направлены не на расширение свобод населения, а на критику власти.

Критика власти в 80-е годы делалась с одной целью – оправдать реформы. Начни делать Горбачев свои реформы без этого – население их не воспримет. А так населению донесли все «ужасы советского режима», объявили, что это тупиковый путь и нужно возвращаться к идеалам ленинизма. Звучит красиво, но трактовать это можно по-разному.

ранние идеалы ленинизма (к которым и пошли) это нэп и рыночные отношения. А народ верил, что это строительство социализма и капитализма (оно началось при Сталине). Делалось это сознательно, поскольку в СССР появилась элита, для которой советский строй был обузой – он мешал им лично обогащаться и жить в свое удовольствие. Эта элита и начала разваливать страну.

Обратите внимание, на что была направлена гласность.

Таблица: направления политики гласности в СССР

Направление Мероприятия> Реакция населения
СМИВсе государственные газеты и журналы начинают заострять внимание на проблемах в экономике и социальном развитииУ населения формируется мнение, что социализм зашел в тупик, и вообще без помощи западного «рынка» мы обречены
ЛитератураПубликации произведений с критикой СССР. Вершина – сознательное распространение «Архипелаг ГУЛАГ»У народа подорвались устои веры во власть и в систему.
Кино и театрСнимаются фильмы и ставятся спектакли, которые пересматривают историю СССР и Гражданскую войну. Начинается культ Николая 2 и критика большевизма.При действующей власти большевиков они начинают критиковать истоки своей власти, говоря, что это плохо. У людей в головах в итоге полная каша.
РеабилитацииБольшая часть пострадавших от сталинских репрессий были реабилитированыЛюди начинают верить, что СССР это кровавый режим.
Национальная политикаМассовое создание во всех республиках неподконтрольных государству националистических объединений.Началась национальная вражда, что очень скоро вылилось в «парад суверенитетов»

Вы можете поверить, что лидеры государства, которые хотят развивать страну, будут проводить такую политику? Конечно, нет… В итоге гласность очень быстро из простых политических лозунгов переросла в социальную сферу и захлебнула общество. Как верно отмечали в обществе – если раньше монополия на государство была у власти, то теперь она оказалась у оппозиции.

Поэтому мы должны видеть, что главные причины развития гласности в годы перестройки связаны с тем, что элита готовила планы по смене режима, а для этого были нужны реформы и перемены. Их и обеспечивали с 1985 по 1991 годы, в результате чего великая страна рухнула.

Отличие от свободы слова

Гласность себя оправдала полностью и Конференция считает, что ее нужно развивать дальше. Мы должны создать систему полного информирования трудящихся о происходящих событиях. Нужно пересмотреть пределы секретности информации. Она должна совпадать с интересами советского общества.

Резолюция «О гласности»

Эта выдержка наилучшим образом отмечает чем гласность отличается от свободы слова. В первом случае речь идет о дозированной свободе (полусвобода), а во втором о действительной.

Реализуя свои планы советское руководство четко ограничивало рамки дозволенного. Например, критиковать революцию, Сталина, экономику, общество, религию – это можно. Но переходить на личности действующего руководства – запрет.

Какой бы гласной не была политика, тех же Горбачева и Ельцина никто особенно не критиковал. И нельзя было.

Изменения в литературе и СМИ

Первый этап гласности и перестройки затронул печатные издания. Теперь пресса, в том числе и государственная, активно обсуждала неудачи советской власти, а также акцентировала внимание на темах, которые ранее не поднимались. Например, активно обсуждались особенности и последствия Чернобыльской аварии.

В литературе появились такие произведения как «Зубр» (Гранин), «Дети Арбата» (Рыбаков), «Белые одежды» (Дудинцев). Все они критиковали советское общество, советской модели управления и сталинизма. В это же время в СССР издается «Архипелаг ГУЛАГ» Солженицына.

Причем книга не просто издается, а идет ее пропаганда и навязывание чуть ли не как книги для обязательного прочтения. Хотя реально «Архипелаг ГУЛАГ» это историческая фальшивка.

Солженицын и говорил, что книга построена не на исторических материалах – это просто роман.

Лучшим доказательством того, насколько народ на это подсел, являются цифры по печатной прессе в 1989 году. Три самых популярных ежедневника страны издавались тиражами:

  • «Аргументы и факты» – 30 млн
  • «Труд» – 20 млн
  • «Правда» – 10 млн

В результаты «АиФ» вошли в книгу рекордов Гиннеса – ни до ни после этого еженедельники таким тиражом не издавались нигде в мире.

Роль телевидения

В политике гласности телевидение сыграло едва ли не определяющую роль. Началось все с массовых трансляций заседаний Съездов народных депутатов. Люди следили за ними как сегодня за сериалами – все очень быстро менялось, звучали лозунги, за которые еще 2 года назад можно было получить пожизненный срок. Теперь же разрешалось многое.

Именно в это время появляются первые публицистические передачи на телевидении: «Взгляд», «600 секунд», «До и после полуночи», «Пятое колесо» и другие. Эти программы каждый день делали одно и тоже – обсуждали как все плохо в СССР и как хорошо на Западе. Эти же передачи абсолютно замалчивали факт мощнейшего финансового кризиса в США и в Европе 1987 года.

Криз, напомню, был такой силы, что его сравнивают с Великой депрессией.

В конце 80-х годов появляется целая серия документальных фильмов, которые так любят вспоминать сегодня. Самые известные из них: «Россия, которую мы потеряли» и «Так жить нельзя».

Основная идея документальных фильмов – какой замечательный был человек Николай 2, а Революция сломала лучшую страну мира.

Конечно, это было не так, но эта идея была нужна элите, чтобы объяснить переход к рынку и последующий развал страны.

В 1988 году на экраны выходят 2 кинокартины «Маленькая вера» и «Асса». Очень рекомендую к просмотру – они отлично отражают события тех дней и настроения, царившие в обществе. Большой популярность пользовался фильм «Асса», где в главной роли выступил герой своего поколения – Виктор Цой.

В том же 1988 году на экраны выходит фильм по роману Булгакова «Собачье сердце». В фильме очень точно высмеиваются недостатки революции и становления советской власти.

Этот фильм опять же подчеркивает перемены в обществе – в 1988 году цензура фильм разрешила, а еще 5 лет назад за него могли посадить.

Реабилитации

Литература и телевидение буквально за 1 год изменили сознание людей. Моральные и нравственные устои советского общества рухнули. Во многом это и стало основой для проведения реабилитаций – народ к ним был уже готов. В 1987 году при Политбюро создается Комиссия по реабилитации жертв политических репрессий.

В том же году были реабилитированы Троцкий, Бухарин, Каменев, Зиновьев и Рыков. Их восстановили в партии. История, конечно, абсурдная – людей больше 50 лет нет в живых, а их восстанавливают в партии.

Но именно эта история и отражает тот маразм и идиотизм, который реализовывал Горбачев по средствам перестройки и политики гласности.

Основная волна реабилитации пришлась на 1989 году. Тогда были признаны незаконными все решения «Особых совещаний» и «Троек», которые не были вынесены в суде. Все лица, пострадавшие это этих органов, были реабилитированы. В ноябре 1989 году Правительство осудило действия сталинского правительства, устроившего переселение людей.

В 1990 году Президент СССР подписывает Указ об осуждении репрессий, которые затронули крестьян в результате коллективизации.

Реабилитация репрессий это хорошо и историческая справедливость важна, но тут опять же гласность выступила не с точки зрения поиска объективных причин, а сточки зрения осуждения революции, гражданской войны и Сталина.

Практически все начинания, благодаря которым СССР стал сверхдержавой, были осуждены! Это немыслимая практика ни в одной стране мира! Это приводило к серьезным противоречиям: у нас как бы советское государство, но правительство этого государства критикует саму идею создания советского государства и методов его становления. Дуристика полная, но именно ее и делал Горбачев, Ельцин и другие политики.

Создание политических партий

Одно из важнейших начинаний, к которому привела гласность, это создание многопартийной системы. Показательная реакция КПСС. Весной 1988 года начинается фактическое создание различных политических учреждений, неподконтрольных КПСС, но никакой реакции со стороны властей нет.

Летом того же года Горбачев выступил с заявлением, что должна создаваться система разделения власти. Уже в 1990 году была отменена 6-ая статья Конституции СССР, закрепляющая права монополии Коммунистической партии в СССР. Тем самым был официально взят курс на многопартийность.

Неформальные движения

Изменения в обществе и в культуре привели к появлению такого явления как «неформалы». Это были группы людей с активной позицией, но не контролируемые государством.

Как правило, они собирались на базе институтов или других учреждений. Их объединяло одно – желание осуществить перемены в стране.

И здесь очень важный момент – если раньше любые формы организаций в СССР создавались «сверху», то в период гласности эти явления начались «снизу».

Неформалы часто создавали дискуссионные клубы. Самый известный был создан в 1988 году в Москве под названием «Московская трибуна». Стали появляться правозащитные организации. Только в Москве к концу 1989 года насчитывалось 200 неформальных организаций.

Результаты политики

Гласность, как целенаправленная политика государства в СССР, привела к тому, что вся страна покатилась в пропасть. Это происходило сознательно.

Людям внушили идею необходимости перемен, но какие это должны были быть перемены, не понимал никто.

Люди наивно полагали, что нужно внести элементы рынка, дать многопартийность и свободу слова и от этого все сразу начнут жить намного лучше. Не стали…

Антисоветская и антисталинская политика КПСС привели к перелому в сознании граждан. Людям открыли факты, которые раньше скрывались, и немногие смогли это принять правильно. Тут важно отметить, что многие факты сознательно искажались, чтобы выставить Революцию, Сталина и СССР монстрами, которых нужно зачеркнуть, уничтожить и дальше все реформировать.

При этом шла тотальная пропаганда Запада. Все газеты, книги, телепередачи рассказывали насколько великолепная страна США и насколько здорово там живут люди. Никто не рассказывал, что там есть безработица, сильная инфляция, начался кризис, большинство людей не могут себе позволить образование и жилье, медицина платная и дорогая, отопление зимой стоит безумно дорого и так далее.

Все недостатки западного общества замалчивались.

Итоги гласности – окончательно поражение СССР в Холодной войне. Обратите внимание, что все элементы политики гласности это то, что сегодня применяется против России – нам пытаются доказать, что мы неполноценные, а настоящая жизнь там, на Западе. Но если сегодня этому дается отпор, то в конце 80-х годов государство само агитировало эту идею.

Общие итоги политики гласности в годы перестройки:

  • разрешено критиковать основы советского строя и общества
  • у населения прижилась идея неполноценности: «у нас вечно что-то не так, а на Западе настоящая жизнь»
  • государство и СМИ сознательно извращали факты. Рассказывалось как у нас все плохо (краски сильно сгущались), а на Западе хорошо (рисовались слишком радужные картины)

Источники:

  1. История России – Данилов, Косулина. 2013 год.
  2. История России XX век – Загладин, Минаков, Козлов, Петренко. 2007 год.
  3. История России под редакцией Филиппова. 2008 год.

Источник: https://istoriarusi.ru/cccp/glasnost-v-perestrojku.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.