Субъектом договора перевозки является

Договор перевозки грузов

Субъектом договора перевозки является

См. также Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 года № 26 “О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции”

Понятие договора перевозки груза

По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (п. 1 ст. 785 ГК; ср. ст. 25 УЖТ, ст. 103 ВК, ст. 67 КВВТ, ст. 18 УАТ).

Договор перевозки груза регламентирует правоотношения по дос­тавке в пункт назначения конкретного груза, фактически переданно­го (вверенного) перевозчику, поэтому его нередко именуют договором перевозки конкретного груза (конкретной партии грузов).

Если основная обязанность должника состоит не в сохранной транспортировке груза, к данному договору не могут применяться положения ГК РФ и Устава о перевозке груза.

По своей юридической природе договор перевозки грузов:

    • реальный (порождает граж­данские права и обязанности с момента фактической передачи вещи);
    • возмездный (встречное предоставление в виде платы);
    • двусторонний (порождает обязательства у обоих сторон);
    • в пользу третьего лица — грузополуча­теля (когда он не совпадает с грузоотправителем).

Замечание по договору морской и воздушной перевозки

Договор морской перевозки грузов имеет две разновидности (п. 2 ст. 115 КТМ), одна из которых относится к реальным договорам, а дру­гая — к консенсуальным.

Реальным является договор морской перевозки груза по коносаменту, когда груз сдается перевозчику без условия о пре­доставлении для перевозки груза всего судна, его части или отдельных судовых помещений (ст. 142 КТМ).

По такому договору обычно пере­возятся грузы в линейном сообщении.

Консенсуальным является договор фрахтования (чартер), который ис­пользуется при морских и воздушных перевозках (ст. 115 КТМ и ст. 104 ВК).

По этому договору одна сторона (фрахтовщик) обязуется предос­тавить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вмести­мости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа (ч. 1 ст. 787 ГК).

Согласно ст. 115 КТМ под чартером понимается договор морской перевозки груза, заключенный с условием предоставления для мор­ской перевозки груза всего судна, части его или определенных судо­вых помещений.

Как правило, с помощью чартера регулируются от­ношения по перевозке массовых однородных грузов (нефть, зерно, лес и т.п.), количество которых является достаточным для загрузки всего или части судна.

В этих целях обычно используются трамповые суда (суда, работающие без расписания).

  1. Грузоотправитель – физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки груза выступает от своего имени или от имени владельца груза и указывается в транспортной накладной. Грузоотправителем может являться не только владелец груза, но и лицо, выступающее от его имени.
  2. Перевозчик – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки груза обязанность перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать груз управомоченному на его получение лицу.
  3. Грузополучатель – физическое или юридическое лицо, управомоченное на получение груза.

(См., напр.,  ст. 2 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ “Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта”).

Форма договора перевозки груза

Заключение договора перевозки груза подтверждается составлени­ем и выдачей отправителю груза документа на груз (транспортной накладной, коносамен­та или иного документа – п. 2 ст. 785 ГК), предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом.

Транспортная накладная по общему правилу заполняется грузоот­правителем и представляется перевозчику одновременно с передачей ему соответствующего груза. Она содержит все существенные условия договора и по сути представляет собой его письменную форму.

Подробнее о транспортной накладной

Согласно п. 2 ст. 785 ГК РФ составление и выдача отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом) подтверждает заключение договора перевозки груза.

П. 2 ст. 784 ГК РФ устанавливает, что общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.

Основные термины, используемые при оформлении транспортной накладной в целях перевозки грузов, раскрываются в ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ “Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта”.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/dogovor-perevozki-gruzov

Субъектный состав договора перевозки грузов автомобильным транспортом

Субъектом договора перевозки является

Базаренко, А. И. Субъектный состав договора перевозки грузов автомобильным транспортом / А. И. Базаренко. — Текст : непосредственный // Юридические науки: проблемы и перспективы : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 33-35. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/298/14184/ (дата обращения: 05.12.2020).



Представленная статья посвящена исследованию субъектного состава договора перевозки грузов автотранспортом с целью выявления характерных особенностей, определяющих его отличие от иных гражданско-правовых договоров.

Ключевые слова: автомобильные перевозки грузов, субъектный состав договора перевозки грузов автомобильным транспортом договор автоперевозки грузов, транспортные договоры.

Говоря о субъектном составе любого гражданско-правового договора, прежде всего мы подразумеваем лица, как физические, так и юридические, участвующие в договоре и пришедшие к соглашению, направленному на возникновение, изменение или прекращение взаимных прав и обязанностей.

Что же касается договора перевозки грузов автотранспортом в частности, то его субъектный состав весьма необычен и интересен, именно исследования о субъектах в рамках данного договора позволяют в полной мере понять правовую природу и специфические особенности данного соглашения.

Субъектами договорных отношений по перевозке грузов автомобильным транспортом являются перевозчик и грузоотправитель, что же касается грузополучателя, то его правовое положение вызывает в научной и практической среде дискуссии и в этой связи требует отдельного пояснения.

По общему правилу перевозчик — это коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, которые согласно нормам российского законодательства вправе осуществлять перевозную деятельность. Стоит отметить, что ранее для ведения такого рода деятельности необходимо было получить лицензию, в то время как сейчас согласно ст.

12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» в последней редакции от 01.01.2018г. лицензия необходима только при осуществлении перевозок автомобильным транспортом пассажиров.

Но стоит отметить наличие требований, которым должен соответствовать перевозчик для того, чтобы заниматься грузоперевозкой:

– перевозчиком может выступать только специализированная коммерческая организация, обладающая функциями общественного возчика и осуществляющая перевозку груза транспортом общего пользования по требованию любого обратившегося. Кроме того, перевозчик должен быть включен в перечень лиц, обязанных осуществлять перевозки транспортом общего пользования, который подлежит опубликованию;

– перевозчик должен владеть подвижным составом для осуществления перевозной деятельности на праве собственности или ином законном основании;

– перевозчик обязан иметь в своем штате квалифицированных работников для того, чтобы осуществлять деятельность по перевозке грузов.

В 2015 году Минтрансом РФ был утвержден исчерпывающий перечень требований к специалистам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по перевозке пассажиров и грузов автотранспортом, а также перечень документов, подтверждающих квалификацию. [3]

Основным контрагентом перевозчика по договору перевозки грузов автомобильным транспортом является грузоотправитель. В качестве грузоотправителя может выступать как юридическое, так и физическое лицо или же индивидуальный предприниматель.

Как показывает практика, в этой роли заметно чаще оказываются коммерческие организации, занимающиеся отправкой грузов собственного производства, то есть являющиеся непосредственными собственниками грузов (грузовладельцами) или же осуществляющие отправку груза по требованию собственника, продажу, поставку товаров, а также исполнение прочих договоров.

Грузоотправитель является субъектом договора перевозки грузов автомобильным транспортом, который заключается непосредственно с перевозчиком.

Так основными субъектами договора перевозки грузов автомобильным транспортом, участвующими в его заключении и наделенными конкретными правами и обязанностями принято считать перевозчика и грузоотправителя.

Но есть еще одно лицо, упоминаемое в договоре перевозки, которое одни правоведы считают самостоятельным субъектом, входящим в субъектный состав договора автомобильной грузоперевозки, а другие третьим лицом формально участвующим в процессе грузоперевозки, но не являющимся обязанной стороной по указанному договору, так как не принимает участия в его заключении — это грузополучатель. Вопрос о правовом положении грузополучателя на протяжении длительного времени остается дискуссионным.

Так, Д. А. Медведев и В. Т. Смирнов определяют договор перевозки грузов как договор в пользу третьего лица. По мнению К. К. Яичкова данный договор следует отнести к договорам о вручении исполнения третьему лицу, Л. И. Рапопорт и М. К.

Александров-Дольник убеждены в том, что грузоотправитель и грузополучатель в договоре перевозки грузов являются одной стороной, М. А.

Тарасова приводит аргументы в пользу самостоятельности грузополучателя, как отдельного субъекта договора грузоперевозки автотранспортом, который никак не может быть третьим лицом и тем более единой с грузоотправителем стороной, а М. Г. Масевич и И. Н.

Петров уверены в обратном и говорят о трехстороннем характере договора перевозки грузов автомобильным транспортом, где каждая из трех сторон обладает своими правами и обязанностями.

Представляется наиболее точной, относительно правового положения грузополучателя в условиях договора перевозки грузов автомобильным транспортом, точка зрения Д. А. Медведева и В. Т.

Смирнова, которые определяют договор перевозки грузов автомобильным транспортом, как договор в пользу третьего лица, что подтверждается основным определением перевозки грузов, указанным в ст.

785 ГК «… доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу», где этим самым лицом и является грузополучатель или его управомоченный представитель.

Таким образом, руководствуясь положениями отечественного законодательства и практическими реалиями в сфере перевозных отношений в России, наиболее логичным является признание договора перевозки грузов договором в пользу третьего лица. Конструкция упомянутого договора схожа с правовым положением грузополучателя в договоре перевозки груза.

Статья 430 ГК РФ наиболее точно определяет правоотношения сторон в условиях автомобильной грузоперевозки. [1] Перевозчик и грузоотправитель не могут расторгнуть или же изменить уже заключенный ими договор без учета намерения грузополучателя, адресованного перевозчику, воспользоваться своим правом.

Непосредственно после заключения договора перевозки грузов автотранспортом, породившего возникновение обязательства грузоотправителя, перевозчик вправе выдвигать свои возражения к грузоотправителю, например, в части оплаты перевозки, т. к.

до изъявления грузополучателем желания вступить в описываемые правоотношения в сфере грузоперевозки или же отказаться от участия в них грузоотправитель является единственным контрагентом перевозчика. [2]

Однако, стоит отметить специфику правового положения грузополучателя.

Так, согласно гражданскому законодательству о перевозке, грузополучатель наделен не только правом требования от перевозчика выдачи груза, но и обязанностью принять перевозимый груз, что является безусловной особенностью его положения в условиях вышеупомянутого договора.

Проявлением неисполнения обязанности по принятию груза грузополучателем является задержка (простой) автомобильного транспорта в месте выгрузки.

В производствах арбитражных судов находятся сотни подобных споров, по которым перевозчики посредством судопроизводства, пытаются восстановить нарушенное гражданское право и истребовать от грузоотправителя выплаты штрафа за задержку (простой) транспортных средств, своевременно поданных под выгрузку, установленный ч.4 ст.

З5 УАТиГНЭТ, а также упущенную выгоду, связанную со срывом следующей за выгрузкой погрузки груза.

Как правило, исковые требования перевозчиков адресованы именно грузоотправителям по той причине, что транспортная организация далеко не всегда обладает достаточной информацией о грузополучателе, зачастую, в договоре перевозки груза автомобильным транспортом и сопутствующей этому договору заявке на перевозку указан лишь фактический адрес выгрузки и контактное лицо, управомоченное принять перевозимый груз, помимо всего прочего, сведения о грузополучателе, указанные в товарно-транспортной документации не могут быть применены в качестве обоснования, так как грузополучатель не является стороной, заключившей с перевозчиком договор перевозки грузов автотранспортом. В последствии обращенные к грузоотправителю исковые требования в порядке регресса переадресовываются грузополучателю.

Вышеописанное подтверждает справедливость квалификации договора перевозки грузов как договора в пользу третьего лица, выдвинутую Д. А. Медведевым и В. Т. Смирновым.

Подводя итог вышесказанному, смело можно сделать вывод о том, что субъектный состав договора грузоперевозки автомобильным транспортом определяет его особенное место в системе транспортных договоров России.

Литература:

Источник: https://moluch.ru/conf/law/archive/298/14184/

Понятие и виды договоров перевозки грузов. Виды перевозок

Субъектом договора перевозки является

⇐ Предыдущая13141516171819202122Следующая ⇒

1. По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

2. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

Договор перевозки груза реальный, возмездный, двусторонне-обязывающий. Стороны договора — отправитель груза и перевозчик.

Предмет договора — деятельность перевозчика по доставке груза управомоченному на его получение лицу.

Различают следующие виды перевозок в зависимости:

1) от вида транспорта: железнодорожные, речные, морские, воздушные, автомобильные перевозки;

2) от числа перевозчиков: а) перевозки в местном сообщении (когда перевозки осуществляются одним видом транспорта и в пределах одного транспортного предприятия – железной дороги, речного пароходства); б) перевозки в прямом сообщении осуществляются по одному документу несколькими перевозчиками одного вида транспорта (двумя железными дорогами); в) перевозки в прямом смешанном сообщении осуществляются разными видами транспорта несколькими перевозчиками (железной дорогой и воздушным транспортом).

На морском транспорте:

♦ перевозки в малом каботаже. Под малым каботажем понимается перевозка между двумя российскими портами, расположенными в одном море;

♦ перевозки в большом каботаже. Перевозки между двумя портами РФ, располагающимися в разных морях;

♦ перевозки в заграничном сообщении. Эти перевозки осуществляются в иностранные порты или из них.

На воздушном транспорте:

• внутренние воздушные перевозки – пункт отправления, назначения и все пункты посадок рас-положены на территории РФ;

o международные воздушные перевозки – пункт отправления и назначения расположены на территории двух государств или на территории одного государства, если предусмотрен пункт посадки на территории другого государства.

На автомобильном транспорте различают перевозки во внутреннем сообщении и в международном сообщении.

В зависимости от того, что перевозится, различают виды договоров перевозки:

› перевозки грузов;

› перевозки багажа;

› перевозки пассажиров;

› перевозки почты.

Договор перевозки грузов (понятие, характеристика, стороны, форма, содержание). Перевозочные документы и их юридическое значение.

По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель – уплатить за перевозку груза установленную плату.

Договор перевозки груза относится к числу возмездных (отправитель обязан уплатить за перевозку груза установленную плату), реальных (для совершения данной сделки необходимым является передача имущества) и двусторонне обязывающих (перевозчик обязан доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его получателю, а отправитель – уплатить за перевозку груза установленную плату)

Субъекты договора перевозки грузов – грузоотправитель, перевозчик и грузополучатель, причем грузоотправитель и грузополучатель могут совпадать в одном лице. Перевозчик (пароходство, железная дорога и т.д.) – профессиональная организация, юридическое лицо, действующее на основании лицензии.

Грузополучатель, не являясь стороной договора, тем не менее обладает следующими правами и обязанностями: право требовать от перевозчика выдачи груза; право требовать возмещения ущерба вследствие утраты, недостачи или повреждения груза; обладает обязанностью принять груз от перевозчика.

Договор перевозки относится к числу сделок, для которых необходима письменная форма их совершения. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

Составляемые в нескольких экземплярах, эти документы являются доказательством принятия груза перевозчиком, заключения договора перевозки и его условий.

Транспортные документы составляются по установленной форме на бланках и содержат сведения о грузе (наименование, количество мест, масса), а также данные о перевозчике, отправителе и получателе груза, уплате провозных платежей.

Предмет договора (существенное условие) вытекает из основной обязанности перевозчика – обязанность доставить в установленный срок вверенный груз в пункт назначения и передать его управомоченному лицу (грузополучателю).

Одним из существенных условий договора перевозки груза является наличие в нем указания на срок доставки груза потребителю.

Перевозчик обязан подать отправителю груза под погрузку в срок, установленный договором перевозки, исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза. Отправитель груза вправе отказаться от поданных непригодных транспортных средств.

Перевозчик за неподачу транспортных средств для перевозки груза в соответствии с договором об организации перевозок, а отправитель за непредъявление груза либо неиспользование поданных транспортных средств по иным причинам несут ответственность, установленную транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

Перевозчик и отправитель груза освобождаются от ответственности если это произошло вследствие: непреодолимой силы, а также иных явлений стихийного характера (пожаров, заносов, наводнений) и военных действий; прекращения или ограничения перевозки грузов в определенных направлениях (из-за блокады, эпидемии или иных обстоятельств); в иных случаях, предусмотренных транспортными уставами и кодексами (виновное поведение перевозчика или отправителя и др.).

Погрузка или выгрузка, осуществляемая силами и средствами отправителя или получателя груза, должна производиться в сроки, предусмотренные договором, если такие сроки не установлены транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, а также произведенная грузоотправителем провозная плата возмещается перевозчиком в следующих размерах: в случае утраты или недостачи груза или багажа – в размере стоимости утраченного или недостающего груза или багажа; в случае повреждения (порчи) груза или багажа – в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа – в размере его стоимости; в случае утраты груза или багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, – в размере объявленной стоимости груза или багажа. Стоимость груза или багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.

Документы о причинах несохранности груза или багажа (коммерческий акт, акт общей формы и т.п.), составленные перевозчиком в одностороннем порядке, подлежат в случае спора оценке судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя груза или багажа.

Ответственность перевозчика за просрочку доставки груза, по общему правилу, носит ограничительный характер. Например, железная дорога ограничивается лишь предусмотренными Уставом железнодорожного транспорта санкциями, не включающими убытки грузополучателя в виде упущенной выгоды.

Перевозчик имеет право удерживать переданный ему для перевозки груз и багаж в обеспечение причитающихся ему провозной платы и других платежей по перевозке.

⇐ Предыдущая13141516171819202122Следующая ⇒

Дата добавления: 2015-11-23; просмотров: 3530 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/4-17380.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.