Решено было в качестве эксперта пригласить

Содержание

Решено было в качестве эксперта пригласить

Решено было в качестве эксперта пригласить

Это бывает весело, если не очень грустно. Помню, как однажды попалась на такое приглашение — поучаствовать в мероприятии в качестве приглашенного психолога-эксперта. Согласилась по нескольким причинам, в том числе — авторитет приглашающего и собственное любопытство.

Тема была заявлена что-то вроде роли семьи в жизни человека. Мероприятие оказалось дипломной работой студентки института культуры, и потому был актовый зал, студенческая аудитория, педагоги и формат ток-шоу на сцене перед зрительным залом.

Дипломница-ведущая и участники на сцене очень старались поддержать заданный формат с помощью выкриков, гудения, перебивания друг друга под настойчивый ритмичный звуковой фон, который с точки зрения психоакустики вполне соответствовал задачам стимулирования активности участников при частичном смысловом нокауте мозга.

К слову, приглашенных психологов было 2, и мы могли только периодически невербально обмениваться своими впечатлениями, поскольку наше присутствие, по всей видимости, должно было придать какого-то дополнительного драйва или хотя бы шарма.

Поняв, что самостоятельных выкриков от нас не дождешься, ведущая даже обратилась к нам с вопросом, мол, а психологи что скажут? (Тынц-тынц, тынц-тынц. дискотечный звуковой фон). Уже точно не помню, сказала ли что-нибудь коллега (вроде нет). Я лишь четко ощущала, что в таком формате слушать друг друга не предполагается изначально.

От меня микрофон получил лишь одну фразу, где-то мной прочитанную: “Семья заменяет человеку всë. Поэтому, прежде чем создавать ее, подумай, что тебе важнее: всë или семья”.

После завершения дипломного мероприятия педагог и достаточно известная ТВ-ведущая в нашей республике, высказывая свою оценку ток-шоу и не заметив нас в аудитории, бросила: “Что-то психологи у вас были какие-то вялые. “

Вспоминая эту давнюю историю, пришла к выводам: будь это сегодня, я бы тщательнее подошла к получению информации о формате работы, а уж если оказалась на сцене — как минимум попросила бы выключить звуковой фон и обратилась бы к участникам с вопросом о значимости умения слушать и слышать в семье и о том, насколько они могут это сделать прямо сейчас.

Образец ходатайства о вызове в суд эксперта, с учетом последних изменений процессуального законодательства. Эксперт привлекается судом для участия в судебном заседании в редких, можно сказать исключительных случаях. Обычно судом исследуется заключение судебного эксперта, которое должно содержать четкие ответы на вопросы, поставленные судом в определении о назначении экспертизы.

В каких случаях можно заявить ходатайство о вызове эксперта в суд? Эксперта необходимо пригласить в судебное заседание, если представленное суду заключение не понятно, содержит неточности, которые не влияют на существо заключения. Если вторая сторона оспаривает заключение эксперта, приводя доводы, ответы на которые может дать только эксперт.

Вторым случаем вызова эксперта в суд можно считать необходимость оспорить заключение эксперта. Эксперту могут быть заданы вопросы по порядку проведения экспертизы, составления экспертного заключения, применения нормативных актов при проведении экспертных исследований.

У суда в результате опроса эксперта должно возникнуть четкое понимание, что экспертиза проведена с существенными нарушениями, неполно и необоснованно. Установление таких обстоятельств позволит решить вопрос о назначении повторной или дополнительной экспертизы по делу.

Рекомендуем более детально ознакомиться с правилами назначения экспертиз по гражданским делам. Образцы ходатайств о назначении экспертиз, касающихся наиболее частых случаев, встречающихся в судебной практике, можно найти в разделе: «Ходатайства по экспертизам».

Требований к оформлению заявления о вызове эксперта не предусмотрено, предлагаем воспользоваться общими правилами составления искового заявления, для грамотного и полного составления своего ходатайства. Доводы заявителя должны быть лаконичны и обоснованы, только в этом случае ходатайство может быть разрешено судом в его пользу.

В ______________ (наименование суда)

От ___________ (ФИО полностью, адрес)

по гражданскому делу № _______

по иску __________ (ФИО истца)

к ___________ (ФИО ответчика)

Ходатайство о вызове эксперта

В производстве суда находится гражданское дело № _______ по иску __________ (ФИО истца) к ____________ (ФИО ответчика) о __________ (указать сущность требований).

После проведения экспертизы в суд поступило заключение судебного эксперта __________ (ФИО эксперта). С заключением я ознакомился, и у меня возникли следующие вопросы к эксперту: __________ (указать замечания по экспертному заключению, которые необходимо выяснить у эксперта).

Указанные основания имеют существенное значение для рассмотрения дела, без их разрешения экспертное заключение не может быть принято в качестве допустимого доказательства по делу. Разрешить возникшие противоречия возможно путем вызова эксперта в суд и опроса его в судебном заседании.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 35, 157 Гражданского процессуального кодекса РФ,

Прошу:

Вызвать в судебное заседание эксперта __________ (ФИО эксперта).

Перечень прилагаемых к ходатайству документов (копии по числу лиц, участвующих в деле):

Документы, подтверждающие основания ходатайства о вызове эксперта (при наличии)

Дата подачи ходатайства «___»_________ ____ г. Подпись _______

Скачать образец ходатайства:

Ходатайство о вызове эксперта

8 комментариев к “ Ходатайство о вызове эксперта ”

Для дошкольников и учеников 1-11 классов

16 предметов ОРГВЗНОС 25 Р.

Тема « Лексика русского языка».

1) Определите, чем являются пары слов: антонимами (1); синонимами (2); омонимами (3). Соответствующую цифру поставьте в круглые скобки:

А) безнравственный – аморальный ( );

Б) победа- поражение ( );

В) аккуратный – опрятный ( );

Г) скат горы – поймать ската ( ).

2) Какой из данных фразеологизмов имеет значение « порочить, чернить кого-либо?»

А) прижать к ногтю;

Б) осыпать золотом;

В) морочить голову;

Г) клевать носом;

Д) наводить тень.

3) Какое слово является продолжением фразеологизма « ахиллесова ———?»

А) нить Б) пята В) бочка Г) победа Д) клятва

4) Какой смысл имеет выражение « держать нос по ветру?»

Б) относиться к окружающим с пренебрежением;

В) приноравливаться к чему-нибудь;

Г) пассивно покоряться обстоятельствам;

Д) следить за кем-либо;

Е) хранить тайну.

5) Какой фразеологизм может стать логическим продолжением реплики?

Я человек искренний и прямодушный, к вам отношусь по-приятельски , а вот вы человек двуличный и —————.

А) держите камень за пазухой;

Б) витаете в облаках;

В) заблудились в трёх соснах;

Г) как будто аршин проглотил;

Д) надели хомут на шею.

6) Какое из данных слов является синонимом к слову « невыразимый?»

7) Какое из данных слов является антонимом к слову « страдание?»

А) печаль Б) праздник В) смятение Г) блаженство

8) Каким исконно-русским словом можно заменить слово « аргумент?»

А) движение Б) окончание В) вывод Г) предложение

9) Подчеркните диалектное слово:

А) аллегория Б) ратник В) бомонд Г) пинцет

10) Подчеркните слово, которое имеет омонимы:

А) ствол Б) идиллия В) брак Г) линейка

11) Значение какого слова определено неверно?

А) пассивный – вялый, безучастный;

Б) апелляция – обращение с просьбой, с призывом;

В) корысть – преступление, совершённое с целью личного обогащения;

Г) зодчий — архитектор;

Д) миссия – ответственное задание, роль, поручение.

12) Какое из данных слов следует вставить в предложение, чтобы оно стало законченным?

Решено было в качестве эксперта пригласить ————————

человека, который помог бы нашим специалистам найти правильное решение.

А) негативный Б) оригинальный В) прогрессивный

Г) радикальный Д) компетентный

13) В каком предложении вместо слова ВРАЖЕСКИЙ нужно употребить ВРАЖДЕБНЫЙ?

А) Разведчики под покровом ночи отправились во вражеский тыл.

Б) По его вражескому взгляду все поняли, что он пришёл не с мирными намерениями.

В) Артиллеристы метким выстрелом подбили вражеский танк.

Г) С раннего утра и до позднего вечера во вражеском лагере горели костры.

Д) молодой боец был сражён вражеской пулей.

14) В каком словосочетании прилагательное ТЁПЛЫЙ употреблено в переносном значении?

А) тёплый день Б) тёплый взгляд В) тёплые валенки

Г) тёплый хлеб Д) тёплый шарф

15) Какое слово является термином?

А) зачётка б) камзол В) кочет

Г) инъекция Д) писатель

Проверьте свою лексическую осведомлённость.

А) противоречие Б) иносказание В) поучение Г) намёк

А) порочить Б) восхвалять В) убеждать Г) осуждать

А) консультация Б) спор В) соглашение Г) изречение

А) непристойный Б) ненормальный В) редкий

А) отрасль Б) конфликт В) союз Г) протест

А) превращение Б) упадок В) развитие Г) событие

А) изысканный Б) обыкновенный В) необычный

А) признак Б) образец В) находка Г) результат

А) близкий Б) нелепый В) неотвратимый

Г) секретный Д) жуткий

А) чопорный Б) отрицательный В) циничный

Г) бездумный Д) тёмный

А) поэтический Б) чувствительный В) выдуманный

А) практический Б) беспристрастный В) личный

А) принятый Б) законный В) крестьянский

А) отталкивающий Б) новый В) необъяснимый

А) печальный Б) жизнерадостный В) спокойный

А) случайный Б) фальшивый В) исключительный

А) венец Б) расцвет В) звезда Г) кумир

А) чужестранец Б) отшельник В) людоед

А) образцовый Б) простейший В) искусный

А) недостаточный Б) улучшенный В) глубокий

А) рассказ Б) изречение В) сборник Г) вымысел

А) неизвестный Б) законный В) зарубежный

А) живописец Б) изгнанник В) покровитель

А) изделие Б) преступление В) подделка Г) знак

Источник: https://rubkamoya.ru/resheno-bylo-v-kachestve-jeksperta-priglasit/

Найдите случаи нарушения синтаксическойнормы, отредактируйте предложения, в которых неправильно употреблендеепричастный оборот.Образец: Передзанятием компьютер принимается учащимся, сдав студенческий или читательскийбилет. – Перед занятием учащийся принимает компьютер, сдав студенческий билетлаборанту. 1. Знакомясь с городом, нас удивила его архитектура. 2. Такимобразом, рассмотрев претензии клиентов, было решено приостановить деятельностьорганизации. 3. Немного подумав, у него отпали сомнения, и он дал согласие. 4.Транспортные услуги осуществляются перевозчиками, обеспечивая безопасностьпассажиров и сохранность багажа. 5. Ознакомившись с годовым отчетом, быловынесено окончательное решение. 6. Будучи проездом в провинциальном городе,известного профессора пригласили посетить местный университет. 7. Открыв окнозапахло соснами. 8. Затрагивая тему памяти, автора волнует вопрос: что значитбыть «гением, талантом, пророком» в современном мире

Решено было в качестве эксперта пригласить

Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.2.

множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя3.

поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума

Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.2.

множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя3.

поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума

Page 3

Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.2.

множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя3.

поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума

Page 4

Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.2.

множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя3.

поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума

Page 5

Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.2.

множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя3.

поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума

Page 6

Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.2.

множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя3.

поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума

Раскройте скобки.

(Не)добрая весть,(не)омрачённое счасть,(не)замеченный нами человек,(не)найденный нами учебный материал,(не)простительная ошибка,(не)описуемая радость,книга (не)прочитана,(не)признанный гений,(не)(до)весили в магазине,(не)нарушаемая никем тишина,(не)взирая на опасность,(не)завтра,(не)вдруг,(не)очень,(не)где,(не)когда,(не)зачем,(не)втерпёж,(не)(у)кого,(не)(с)кем,(не)наш,(не)первый,(не)выносимо долго ждать,(не)взлюбить,(не)волить,(не)прочь,(не)красивый поступок,(не)ряшливый вид,совсем (не)большой дождь,(не)продолжительная буря,далеко (не)красивый поступок,(не)зная ничего,(не)чувствуя опасности,(не)думая (ни)о чём,(не)доумевая по поводу случившегося,(не)подготовленное выступление,(не)продумав маршрута,(не)замеченная ошибка,(не)заметив ошибки,смотреть (не)отрывая глаз.

Решено было в качестве эксперта пригласить

Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.2.

множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя3.

поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума

Page 9

Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.2.

множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя3.

поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума

Page 10

Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.2.

множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя3.

поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума

Page 11

Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.2.

множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя3.

поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума

Page 12

Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.2.

множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя3.

поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума

Page 13

Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.2.

множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя3.

поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума

Page 14

Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.2.

множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя3.

поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума

Page 15

Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.2.

множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя3.

поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума

Page 16

Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.2.

множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя3.

поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума

Page 17

Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.2.

множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя3.

поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума

Page 18

Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.2.

множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя3.

поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума

Page 19

Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.2.

множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя3.

поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума

№ 1. Выпишите в строку слова, которые являются однокоренными.

1. Связующий, навязчивый, вянуть, обвязывать, подвязка, вязовый, вялость, вязаный, связистка, увядший, привязанность, увязнуть.

2. Мягонький, помятый, помянуть, смягчительный, мятный, всмятку, мятежный,  умягчить, мяукать, сумятица.

3. Прикоснуться, касаться, косить, выкос, соприкосновение, косилка, костяной, костюм, касание, касательно, соприкасаться, кастрюля.

4. Досаливать, соль, сало, присаливать, салазки, салют, соленость, солончак, посольство, соловей, солод, соленье.

Решено было в качестве эксперта пригласить

Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.2.

множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя3.

поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума

2

Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.2.

множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя3.

поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума

3

Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.2.

множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя3.

поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума

4

Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.2.

множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя3.

поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума

5

Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.2.

множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя3.

поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума

6

Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.2.

множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя3.

поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума

Источник: https://znanija.org/russkii-yazyk/3845604.html

7 процессуальных ошибок при назначении судебной экспертизы

Решено было в качестве эксперта пригласить

Андрей Комиссаров

Руководитель коллегии адвокатов “Комиссаров и партнеры”, адвокат (адвокатская палата Санкт-Петербурга)

специально для ГАРАНТ.РУ

Заключение эксперта – один из источников сведений, на основании которых суд устанавливает факты, имеющие существенное значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Как и любое другое доказательство, оно будет иметь юридическую силу при условии, что получено с соблюдением закона.

В этой колонке я рассмотрю ошибки, которые допускаются судом при назначении экспертизы в гражданском процессе и возможности их предупреждения во избежание затягивания сроков для рассмотрения дела, признания заключения эксперта недопустимым доказательством, а также увеличения расходов по делу.

 

Порядок назначения экспертизы

Процедура назначения экспертизы в гражданском процессе регламентируется ст. 79-80 Гражданского процессуального кодекса.

Назначение судебной экспертизы осуществляется судом по собственной инициативе или по ходатайству лиц, участвующих в процессе. В ряде дел, таких как дела о признании гражданина недееспособным, проведение экспертизы является обязательным процессуальным действием (ст. 283 ГПК РФ).

Экспертиза может быть назначена как на стадии подготовки к судебному разбирательству, так в и процессе самого судебного разбирательства.

Поводом для проведения экспертизы является возникновение в деле вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, и для разрешения которых недостаточно опросить в судебном заседании специалиста. Назначение экспертизы должно быть обоснованным.

Перед вынесением определения о назначении экспертизы суд:

  • устанавливает факты, для подтверждения которых необходимо проведение экспертизы;
  • определяется с видом экспертизы;
  • выбирает судебно-экспертное учреждение или эксперта (экспертов);
  • рассматривает ходатайства об отводе экспертов, если таковые имеются;
  • формулирует круг вопросов, по которым требуется заключение эксперта;
  • обозначает дату назначения экспертизы и дату, не позднее которой заключение должно быть составлено и направлено экспертом в суд;
  • решает вопрос о предоставлении эксперту материалов и документов для сравнительного исследования, особые условия обращения с ними, если это необходимо;
  • определяет за чей счет должна быть проведена экспертиза.

Выбор эксперта и определение круга вопросов осуществляются судом с учетом мнения участников процесса. Отклоняя вопросы, предложенные стороной по делу, суд обязан мотивировать свое решение.

определения о назначении экспертизы должно соответствовать требованиям ст. 80, ст. 225 ГПК РФ.

Эксперт предупреждается судом или руководителем судебно-экспертного учреждения об ответственности, предусмотренной ст. 307 Уголовного кодекса.

Далее, суд имеет право воспользоваться правом, представленным ст. 216 ГПК РФ, и приостановить производство по делу.

Ошибки в судебной практике

Анализ правоприменительной практики в этом вопросе приведен в Обзоре судебной практики по применению законодательства, регулирующего назначение и проведение экспертизы по гражданским делам, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14 декабря 2011 года (далее – Обзор). Изучение обобщений, проведенных на уровне верховных судов субъектов РФ, показывает, что Обзор сохраняет актуальность и в настоящий момент. Приведем типичные ошибки судов при назначении экспертизы.

Не указано наименование вида экспертизы. В отдельных случаях вместо названия экспертизы суды указывали ожидаемые от исследования результаты. Так, в одном определении экспертиза была названа: “судебная экспертиза по определению рыночной стоимости заложенного имущества”. Назначаются несуществующие виды экспертиз.

Перечень возможных видов судебных экспертиз содержится в Приказе Минюста России от 27 декабря 2012 г.

№ 237 “Об утверждении Перечня родов (видов) судебных экспертиз, выполняемых в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России, и Перечня экспертных специальностей, по которым предоставляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России”.

Неверно определен вид экспертизы. Судом на разрешение эксперта поставлены вопросы, на которые не могли быть получены ответы в результате указанного в определении вида экспертизы.

Неверно указан тип экспертизы (повторная или дополнительная). Повторная экспертиза согласно ст. 87 ГПК РФ, ст. 20 Федерального закона от 31 мая 2001 г.

№ 73-ФЗ “О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации” назначается судом, когда есть основания сомневаться в объективности и обоснованности заключения эксперта.

Дополнительная экспертиза, как правило, имеет место быть при выявлении неясности, неточности, неполноте выводов эксперта. Эта ошибка может повлечь неверное решение вопроса о том, возможно ли поручение этой же экспертизы тому же эксперту.

Не определены даты проведения экспертизы и даты предоставления суду заключения эксперта.

При определении сроков судьи руководствуются Методическими рекомендациями по производству судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской федерации, утв.

приказом Минюста России от 20 декабря 2002 года № 346, а также сложившейся практикой по срокам проведенных ранее экспертиз. Отсутствие конкретной даты в определении о назначении экспертизы также приводит к неопределенности, и как следствие затягиванию процесса во времени.

Ошибочный выбор экспертного учреждения или эксперта. Не всегда предварительно выяснялась возможность конкретного экспертного учреждения провести необходимые вид экспертизы, наличие соответствующей материально-технической базы или условий для проведения экспертизы.

Не составлялся протокол судебного заседания или составлялся с нарушением ст. 228 ГПК РФ. Обязанность суда – составлять протокол при проведении каждого отдельного процессуального действия.

Применительно к назначению экспертизы в протоколе подлежат обязательному отражению: лицо, ходатайствующее о назначении экспертизы, сведения о разъяснении прав участникам процесса и последствий уклонения от экспертизы, данные о представление сторонами вопросов для исследования, обсуждений выбора эксперта, заявления отводу эксперта.

На разрешение экспертам ставились вопросы правового характера. Например, разрешение такие вопросов, как: “Соответствовали ли действия истца и ответчика перед столкновением ПДД, и если нет, то какие пункты ПДД были нарушены?” или “Нуждается ли данный гражданин в установлении опеки?” относится к компетенции суда, и ставить их перед экспертом считается недопустимым.

В большинстве из перечисленных нарушений определение о назначении судебной экспертизы и материалы для ее проведения возвращаются из экспертного учреждения без исполнения обратно в суд для уточнения соответствующих пунктов. Данное обстоятельство приводит к затягиванию сроков разрешения дела по существу.

Возможности участников процесса

Ошибкой со стороны участников процесса является пассивное поведение в процессе и предоставление решений всех вопросов, касающихся назначения экспертизы, на откуп суду и другой стороне по делу.

Важно ясно представлять возможности того или иного вида экспертизы и результаты, которые она может дать. В ходатайстве о назначении экспертизы необходимо обосновать ее назначение и указать конкретный факт, для установления которого требуется специальные знания.

Предложенные на разрешение эксперта вопросы должны быть конкретны, понятны, корректно сформулированы и последовательны. Для этого можно воспользоваться специальной литературой или проконсультироваться со специалистом.

Предлагая суду эксперта, желательно предварительно провести мониторинг уже проведенных ранее аналогичных судебных экспертиз и экспертов, работающих в нужной сфере, и предоставить суду информацию об экспертном учреждении или данные эксперта (экспертов) с указанием сведений об их компетентности, стаже эксперта, сроков, за которые он проведет экспертизу, и стоимость его услуг.

При назначении экспертизы по инициативе суда также важно активно пользоваться предоставленными сторонам процессуальными правами, контролировать внесение соответствующих замечаний в протокол судебного заседания и знакомиться с вынесенным определением о назначении экспертизы.

Последнее приобретает особое значение в связи с тем, что формально законодатель дает возможность принесения частной жалобы на определение суда о назначении экспертизы только в отношении вопросов, связанных с судебными расходами (ст. 104 ГПК РФ), а также приостановлении производства по делу (ст. 218 ГПК РФ).

Это мотивируется тем, что определение суда о назначении экспертизы само по себе не исключает возможность дальнейшего движения дела и в соответствии со ст. 331 ГПК РФ частные жалобы на определения суда такого рода не подаются. Возможность обжалования определения отсутствует и в ст. 80 ГПК РФ, касающейся непосредственно определения суда о назначении экспертизы.

Право оспорить выбор суда в отношении эксперта и круга вопросов процессуальное законодательство не предоставляет. В случае вынесения неблагоприятного решения возможно включить свои доводы в аппеляционную жалобу, воспользовавшись правом, указанным в п. 3 ст. 331 ГПК РФ.

Источник: https://www.garant.ru/ia/opinion/author/komissarov/1228643/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.