Принцип равноправия граждан

Конституционный принцип равноправия граждан в нормативно-правовых актах Российской Федерации

Принцип равноправия граждан

В статье дается анализ конституционного принципа равноправия граждан Российской Федерации с точки зрения регламентации данной нормы в действующем законодательстве РФ. Основное внимание уделено  анализу правовых актов, закрепляющих фактическое неравноправие граждан перед законом, и, соответственно, противоречащих конституционному принципу равенства всех перед законом.

Аннотация

В статье дается анализ конституционного принципа равноправия граждан Российской Федерации с точки зрения регламентации данной нормы в действующем законодательстве РФ. Основное внимание уделено анализу правовых актов, закрепляющих фактическое неравноправие граждан перед законом, и, соответственно, противоречащих конституционному принципу равенства всех перед законом.

Равноправие граждан – признак, характерный для любого демократически развитого государства, объективно характеризующий его как государство, преодолевшее привилегированные феодальные отношения.

В статье 6 Конституции Российской Федерации говорится, что «каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации»[1].

Согласно положениям ст.

19 Конституции Российской Федерации, «все равны перед законом и судом, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации» [1].

В ст. 4 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» регламентированы принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации, где говорится, что эти «принципы и правила не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности» [6].

Делается особый акцент на то, что гражданство Российской Федерации едино и равно независимо от способов и оснований его приобретения. Гражданское законодательство определяет принцип равноправия граждан как основной принцип правового регулирования гражданских правоотношений.

Так, в ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, раскрыты основные начала гражданского законодательства и говорится, что «гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений» [2].

В Гражданском процессуальном кодексе РФ содержится ст. 6, в которой говорится, что «правосудие по гражданским делам осуществляется на началах равенства перед законом и судом всех граждан независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения и т.д» [5].

В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях также есть статьи, закрепляющие принцип равенства перед законом лиц, совершивших административные правонарушения (ч. 1 ст. 1.4)[4].

В ст. 4 Уголовного кодекса Российской Федерации говорится, что «лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств» [3].

Также, в ст.

282 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за «действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации» [3].

Однако сформулированные выше положения основополагающие законодательные установления «не отменяют существующих де-факто и закрепленных де-юре различий в правовом статусе граждан Российской Федерации, обусловленных их различным социальным статусом, должностным положением»[8].

Помимо этого, данные фактические отличия также закреплены правовыми установлениями, которые в силу статуса и полномочий принявшего их органа толкуют их таким образом, что эти нормы приобретают полностью другое содержание и правовой смысл.

Так, в Определении Конституционного суда Российской Федерации от 3 октября 2002 года № 233-О говорится: «Таким образом, равноправие граждан РФ, их равенство перед законом не являются абсолютными категориями, их возможно рассматривать лишь как равенство различных индивидов, относящихся к одной социальной категории граждан в силу характера и рода своих занятий, служебной деятельности» [7].

Итак, конституционный принцип равноправия граждан, согласно положениям Конституции РФ, является категорией абсолютной. Соответственно, отклонения от данного принципа должны устанавливаться лишь в самой Конституции РФ.

Толкование отдельных положений Конституции, в частности, основных конституционных принципов, не может придавать этим положениям содержании, противоречащее в них заложенному.

На практике же, как нам кажется, конституционный принцип равноправия не находит своего применения в действующем законодательстве.

Список использованных источников

  1. Конституция Российской Федерации от 12 дек.1993 г.; в ред. Законов Рос. Федерации о поправках к Конституции Рос. Федерации от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 дек. 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 фев. 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21июля 2014 г. №11-ФКЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2014. – № 31, ст. 4398

  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21 октября 1994 г.; одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос.

    Федерации 3 декабря 1994 г.; введ. Федер. законом Рос. Федерации от 30 ноября 1994 г. № 52-ФЗ; в ред. Федер. закона от 13 июля 2015г. № 268-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1994. – № 32, ст. 3301; 2014.

    – № 43, ст. 5799.

  3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 24 мая 1996 г.; одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 5 июня 1996 г.; введ. Федер. законом Рос. Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ ; в ред. Федер. закона от 13 июля 2015г. № 267-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1996 г. – № 25. – ст. 295.

  4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 20 декабря 2001 г.; одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос.

    Федерации 26 декабря 2001 г.; введ. Федер. законом Рос. Федерации от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ; в ред. Федер. закона от 13 июля 2015г. № 265-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2002 г. – № 1 (часть I).

    – ст. 1.

  5. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 23 октября 2002 г.; одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос.

    Федерации 30 октября 2002 г.; введ. Федер. законом Рос. Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ; в ред. Федер. закона от 13 июля 2015г. № 264-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2002. – № 46, ст.

    4532.

  6. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 19 апреля 2002 г.; одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 15 мая 2002 г.; в ред. Федер. закона от 31 декабря 2014г. № 507-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2002. – № 22. – ст. 203.

  7. Определение Конституционного Суда РФ от 3 октября 2002 г.

    № 233-О «По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке конституционности положений статьи 25 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации», статьи 43 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», статьи 14 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» и статьи 20.1 Федерального закона «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. – 2003 г. – № 3.

  8. Примов Н.Н. Конституционный принцип равноправия граждан и проблемы сословной демократии в Российской Федерации // Власть. – 2011. – № 7. – С. 113-118.

Источник: http://journalpro.ru/articles/konstitutsionnyy-printsip-ravnopraviya-grazhdan-v-normativno-pravovykh-aktakh-rossiyskoy-federatsii/

Равенство всех перед законом и судом

Принцип равноправия граждан
Энциклопедия МИП » Арбитраж » Общие положения » Равенство всех перед законом и судом

Равенство всех перед законом и судом является одним из ключевых демократических принципов, для реализации которого стоит акцентировать внимание на правах граждан и их ограничении.

Равенство всех перед законом и судом является одним из ключевых демократических принципов, для реализации которого стоит акцентировать внимание на правах граждан и их ограничении. Равенство граждан и организаций предусматривает обязанность всех сторон дела соблюдать законы. Предметом в процессе реализации принципа равенства выступает право граждан на получение судебной защиты.

Принцип равенства граждан перед законом и судом, суть данного принципа

В соответствии с базовыми юридическими принципами в любом судебном процессе все стороны судебного разбирательства считаются равными перед законом и судом. Соответственно, судебные органы не должны отдавать предпочтение кому-либо из учреждений, органов или участвующим в судебном разбирательстве сторонам, учитывая следующие виды принадлежности:

  • государственная;
  • половая;
  • национальная;
  • политическая;
  • социальная;
  • расовая;
  • языковая и др.

Также в процессе судебного разбирательства в арбитражных судебных органах не должны учитываться следующие характеристики граждан, органов или учреждений:

  • происхождение;
  • место проживания;
  • образование;
  • должностное положение;
  • место рождения;
  • религиозные предпочтения;
  • факт принадлежности к каким-либо общественным организациям или объединениям;
  • имущественное положение;
  • характер и род занятия;
  • профессиональные предпочтения;
  • личные убеждения;
  • иные основания и характеристики, которые предусматриваются действующим законодательством.

Суть равенства сторон перед судом

Равенство граждан, учреждений и организаций перед судебными органами заключается в необходимости постоянного использования единого судебного порядка, который регламентируется арбитражно-процессуальным законодательством.

При этом не учитывается вид и класс арбитражного судебного органа, который рассматривает судебное дело впервые. Аналогичным также является порядок рассмотрения гражданских дел, которые относятся к следующим разновидностям судебных производств:

  • апелляционное;
  • надзорное;
  • кассационное.

Принцип равенства всех граждан, учреждений и организаций перед арбитражными судебными органами в процессе повторного пересмотра судебных дел с учетом новых и заново открывшихся обстоятельств, доказательств и фактов.

Суд не должен учитывать те обстоятельства, под которыми понимаются происхождение, образование, языковые и религиозные предпочтения, род занятий или социальное положение и др.

Сотрудники арбитражных судебных органов обязаны одинаково относиться ко всем сторонам судебного процесса при осуществлении ими следующих действий:

  • в процессе реализации права на предоставление доказательственной базы;
  • при использовании права заявлять ходатайства и требования;
  • в процессе участия в рассмотрении доказательств.

Суть равенства граждан и организаций перед законом

Равенство всех граждан, учреждений и организаций перед законом гарантируется наличием единого гражданского законодательства.

Если же при любых обстоятельствах гражданские законные нормы были нарушены, то все нарушенные права, интересы и свободы подлежат восстановлению в обязательном порядке.

При этом восстановление законности должно совершаться в отношении всех сторон судебного процесса:

  • граждан, которые совершили правонарушение и нарушили нормы законодательства;
  • лиц и органов, которые считаются пострадавшими по конкретному судебному делу;
  • иных лиц, которые являются участниками судебного разбирательства.

При применении принципа равенства всех граждан, организаций и учреждений перед законом не должны учитываться какие-либо показатели и характеристики сторон. Если в судебном разбирательстве пострадавшей или нарушившей стороной выступает организация или учреждение, то при разбирательстве не учитываются следующие факторы:

  • место фактического расположения;
  • факт подчиненности;
  • организационная форма;
  • юридическая форма собственности.

Если при арбитражном судебном разбирательстве любой из сторон выступают граждане, то в целях обеспечения принципа равенства всех перед законом, не должны учитываться следующие характеристики граждан:

  • происхождение;
  • расовая принадлежность;
  • язык;
  • место проживания;
  • принадлежность к общественным организациям и объединениям;
  • должностное положение;
  • профессиональные предпочтения;
  • национальная принадлежность;
  • вероисповедание;
  • имущественное и материальное положение;
  • половые характеристики;
  • личные убеждения и взгляды.

Равенство граждан и организаций перед законом не ограничивается исключительно равенством перед гражданским законодательством. Все стороны судебного разбирательства считаются равными перед всеми федеральными законами. К перечню таких законов относятся все нормативно-правовые акты, которые содержат в себе нормы материального и процессуального права.

Случаи нарушения принципа равенства граждан перед законом и судом. Ответственность за данное нарушение

Судья, который является председателем в процессе рассмотрения конкретного судебного дела, обязан гарантировать и обеспечить всем участникам процесса возможность для использования и осуществления своих прав, регламентированных законодательством.

Такие действия судья (и суд) обязан совершать в отношении всех лиц, которые являются сторонами дела – граждан, учреждений и органов. При этом судебные арбитражные органы обязаны соблюдать все нормы и принципы, которые гарантируют равенство всех сторон.

Нарушение принципа равенства всех граждан, организаций и учреждений перед судом и законом влечет за собой уголовную ответственность.

Лицо, которое нарушило принцип равноправия сторон, наказывается в соответствии с нормами действующего законодательства.

П. и Г. в нетрезвом состоянии совершили хулиганские действия в ресторане «Север». При избрании меры наказания суд учел, что П. ранее дважды судим, на работе характеризуется отрицательно. Г.

же характеризуется положительно, имеет постоянное место жительства, семью, у него на иждивении трое несовершеннолетних детей, ранее не судим, чистосердечно раскаялся в содеянном. Поэтому суд приговорил П. к лишению свободы сроком на три года с отбыванием наказания в колонии строгого режима, а Г.

– к одному году лишения свободы с применением наказания условно. Не нарушен ли в данном случае принцип равенства граждан перед законом и судом? Раскройте содержание и значение этого принципа.

Не находятся ли в противоречии с принципом равенства граждан правила о подсудности уголовных дел, в соответствии с которыми дела в первой инстанции рассматриваются в зависимости от тяжести преступления, важности и сложности дела судами, относящимися к разным звеньям судебной системы, вплоть до Верховного Суда РФ? Не противоречат ли принципу равенства граждан правила подсудности дел военным судам различных звеньев в зависимости от звания и должности привлекаемого к ответственности лица? Не нарушает ли принцип равенства граждан перед законом и судом особый порядок привлечения к уголовной ответственности судей?

Алена 18.04.2019 12:44

Вашу ситуацию надо рассматривать по Вашим конкретным документам. Рекомендую обратиться на консультацию к нашим специалистам. Юридическая группа МИП составит для Вас все необходимые документы. Скидка по промокоду «МИП».

Если Вы находитесь в другом городе, то Вы можете отправить сканы или фото документов на электронный адрес: nm@advokat-malov.ru . По стоимости услуг, Вам ответят в письме или обратитесь по телефону +7 (499) 229-84-53 г.

Москва, Старопименовский переулок 18 nm@advokat-malov.ru http://advokat-malov.ru/kontakty.html

Внимание! Скидки по промокоду больше не актуальны

Сайботалов Вадим Владимирович05.06.2019 17:12

Задать дополнительный вопрос

Согласна с коллегой.

Федорова Любовь Петровна06.06.2019 10:30

Задать дополнительный вопрос

Также вам будут полезны следующие статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация – разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Источник: https://advokat-malov.ru/obshhie-polozheniya/ravenstvo-vsex-pered-zakonom-i-sudom.html

49.Принцип равноправия граждан

Принцип равноправия граждан

Принципыправового статуса личности:

1.равноправие- Статья 19 Конституции РФ – Все равныперед законом и судом.

Государствогарантирует равенство прав и свободчеловека и гражданина независимо отпола, расы, национальности, языка,происхождения, имущественного идолжностного положения, места жительства,отношения к религии, убеждений,принадлежности к общественнымобъединениям, а также других обстоятельств.

Запрещаются любые формы ограниченияправ граждан по признакам социальной,расовой, национальной, языковой илирелигиозной принадлежности. Мужчина иженщина имеют равные права и свободы иравные возможности для их реализации.

2.гарантированностьи неотъемлемость прав и свобод – основныеправа и свободы человека неотчуждаемыи принадлежат каждому от рождения. Праваи свободы человека и гражданина являютсянепосредственно действующими.

3.включаютне только права, но и обязанности(соблюдать Конституцию РФ; платитьзаконом установленные налоги и сборы;охранять природу; защищать Отечествои др.).

Принциправноправия состоит из трех элементов:

1равенство всех перед законом и судом -закон и его предписания в равной мереобязательны для всех; суд в равной мередоступен для всех и должен руководствоватьсятолько законом – обеспечение справедливостив пользовании человека и гражданинасвоими правами.

Закреплена возможностьобжалования в суде решения и действия(бездействия) органов государственнойвласти, МСУ, общественных объединенийи должностных лиц.

Принципы деятельностисуда, закрепленные в Конституции:независимость судей и подчинение ихтолько закону; состязательность иравноправие сторон; открытостьразбирательства дел в суде.

2.равенствоправ и свобод человека и гражданина -они признаются за всеми людьми в равноймере, не допускается дискриминация;равноправие понимается как равенствовозможностей, а не как фактическоеравенство, что в реальной жизни недостижимо.

3.равноправиемужчины и женщины – правовая защитаженщин от любых форм ущемления попризнаку пола.

50.Понятие и принципы гражданства рф

Гражданство- устойчивая правовая связь лица сгосударством, выражающаяся в совокупностиих взаимных прав, обязанностей иответственности, основанная на признаниии уважении достоинства, основных прави свобод граждан.

Устойчивыйхарактер отношений гражданства – длятсяобычно от рождения до смерти гражданина.Нельзя расторгнуть эти отношения водностороннем порядке (гражданином) -требуется принятие решения государства.

Обладаниегражданством – предпосылка полногораспространения на данное лицо всехправ и свобод, признаваемых законом,защиты лица государством внутри страныи за ее пределами.

Статья6 Конституции РФ:

1.Гражданство РФ приобретается ипрекращается в соответствии с ФЗ,является единым и равным независимо отоснований приобретения.

2.Каждый гражданин РФ обладает на еетерритории всеми правами и свободамии несет равные обязанности, предусмотренныеКонституцией РФ.

3.Гражданин РФ не может быть лишен своегогражданства или права изменить его.

Статья62 Конституции РФ:

1.Гражданин РФ может иметь гражданствоиностранного государства (двойноегражданство) в соответствии с федеральнымзаконом или международным договоромРФ.

2.Наличие у гражданина РФ гражданстваиностранного государства не умаляетего прав и свобод и не освобождает отобязанностей, вытекающих из российскогогражданства, если иное не предусмотреноФЗ или м/н договором РФ.

3.Иностранные граждане и лица безгражданства пользуются в РФ правами инесут обязанности наравне с гражданамиРФ, кроме случаев, установленных ФЗ илим/н договором РФ.

Статья71, пункт (в) Конституции РФ:

Введении РФ находится регулирование изащита прав и свобод человека и гражданина;гражданство в РФ, регулирование и защитаправ национальных меньшинств;

ФЗ«О гражданстве РФ» от 31 мая 2002 года (вредакции ФЗ о 02.11.2004) – устанавливаетоснования, по которым то или иное лицопризнается гражданином, основанияприобретения и прекращения гражданства,порядок решения этих вопросов.

Принципыгражданства (Статья 4):

1.Принципы гражданства РФ и правила,регулирующие вопросы гражданства РФ,не могут содержать положений, ограничивающихправа граждан по признакам социальной,расовой, национальной, языковой илирелигиозной принадлежности.

2.Гражданство РФ является единым (гражданин,проживающий на территории республикив составе РФ, является гражданином этойреспублики и одновременно гражданиномРФ) и равным независимо от основанийего приобретения.

3.Проживание гражданина РФ за пределамиРФ не прекращает его гражданства РФ.

4.Неотъемлемость гражданства – ГражданинРФ не может быть лишен гражданства РФили права изменить его. Гражданин РФ неможет быть выслан за пределы РФ иливыдан иностранному государству.

6.РФ поощряет приобретение гражданстваРФ лицами без гражданства, проживающимина территории РФ.

7.Наличие у лица гражданства РФ либо фактналичия у лица в прошлом гражданстваСССР определяется на основаниизаконодательных актов РФ, РСФСР илиСССР, международных договоров РФ, РСФСРили СССР, действовавших на день наступленияобстоятельств, с которыми связываетсяналичие у лица соответствующегогражданства.

Статья5 – Гражданами РФ являются:

а)лица, имеющие гражданство РФ на деньвступления в силу настоящего ФЗ;

б)лица, которые приобрели гражданство РФв соответствии с настоящим ФЗ.

Статья6 Двойное гражданство

1.Принцип приоритета норм международногоправа – Гражданин РФ, имеющий также иноегражданство, рассматривается РФ толькокак гражданин РФ, за исключением случаев,предусмотренных м/н договором РФ илиФЗ.

2.Приобретение гражданином РФ иногогражданства не влечет за собой прекращениегражданства РФ.

Защитаи покровительство граждан РФ, находящихсяза пределами РФ – государственные органыРФ, ее дипломатические и консульскиеучреждения, их должностные лица обязанысодействовать тому, чтобы гражданам РФбыла создана возможность в полном объемеиспользовать все права и свободы,установленные законодательствомгосударства, международными договорамиРФ и м/н обычаями, а при необходимостипринимать меры по восстановлениюнарушенных прав граждан РФ.

ГражданинРФ не может быть выслан за пределыроссийского государства или выдандругому государству. За преступления,совершенные за границей, гражданин РФподлежит уголовной ответственности позаконам РФ.

Почетноегражданство может быть предоставленолицу, не имеющему российского гражданства,но имеющему заслуги перед Россией илимировым сообществом, с его согласия.Почетное гражданство предоставляетсяПрезидентом РФ.

Отрицаниеавтоматического изменения гражданства:

-заключение или расторжение брака сгражданином РФ с лицом, не имеющимгражданства РФ не влечет за собойизменения гражданства.

-изменение гражданства одним супругомне влечет изменения гражданства другим.

-расторжение брака не влечет за собойизменения гражданства родившихся вэтом браке детей.

Источник: https://studfile.net/preview/1839849/page:24/

Принцип равенства граждан перед законом и судом

Принцип равноправия граждан

Принцип равенства граждан перед законом и судом закреплен во многих законодатель­ных актах. В Конституции РФ ему посвящена ст. 19, где сказано:“1. Все равны перед законом и судом.

Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, проис­хождения, имущественного и должностного положения, места житель­ства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к обществен­ным объединениям, а также других обстоятельств.

Запрещаются лю­бые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, ра­совой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации”.

Равенство перед законом — это одинаковое применение положе­ний, закрепленных в законодательстве, ко всем организациям, долж­ностным лицам и гражданам.

При этом имеются в виду не только пре­доставление прав, их реализация, но и возложение обязанностей, воз­можность применения и реальное применение ответственности в со­ответствии с теми законодательными актами, которые регламентиру­ют осуществление правосудия.

Равенство перед судом не отличается существенно от по­нятия равенства перед законом. Оно означает наделение всех, кто пред­стает перед судом в том или ином качестве, равными процессуальны­ми правами и соответствующими обязанностями.

Если, скажем, кто-то вызывается в суд в качестве свидетеля, то это значит, что он, неза­висимо от своего происхождения, социального, должностного и иму­щественного положения, расовой и национальной принадлежности и т.д., обязан явиться и дать правдивые показания.

Правила судопроиз­водства во всех судах, уполномоченных осуществлять правосудие, дол­жны быть одинаковыми, независимо от каких-то личных свойств (ска­жем, имущественного достатка или бедности, профессии или занима­емой должности) того, кто привлекается к ответственности, признан потерпевшим, предъявил гражданский иск, является ответчиком по такому иску и т.д.

Закон, вместе с тем, предусматривает некоторые особенности су­допроизводства, которые зависят от принадлежности гражданина к Вооруженным Силам РФ или иным военным структурам.

Но эти осо­бенности проявляются лишь в том, что для лиц, состоящих на воен­ной службе, или тех, кто приравнен к ним, установлены свои правила определения подсудности их дел. Рассматриваются такие дела не граж­данскими, а военными судами.

Однако при этом должны полностью соблюдаться одинаковые для всех судов (и гражданских, и военных) правила судопроизводства и исключаться какие-то преимущества либо привилегии.

До сравнительно недавнего времени исключения из принципа, зак­репленного в ст. 19 Конституции РФ, были редкостью.

Как это приня­то во многих демократических странах мира, российское законодатель­ство устанавливало особый режим привлечения к уголовной ответ­ственности и применения мер принуждения, к которым прибегают при производстве по уголовным делам (арест, обыск, задержание, привод и т. п.

), только в отношении главы государства и депутатов законода­тельных (представительных) органов.
Например, в ст. 98 Конституции РФ по данному поводу сказано следующее:“1. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномо­чий.

Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыс­ку, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвер­гнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предус­мотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц.

Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представ­лению Генерального прокурора Российской Федерации соответству­ющей палатой Федерального Собрания”.

Эти конституционные положения существенно уточняются и до­полняются в ч. 1-3, 5 и 6 ст. 19, ч. 1 ст. 20 и ст. 21 Федерального закона “О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Госу­дарственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” от 8 мая 1994 г.

Приняты, как и в прежние времена, законы, предусмотревшие нечто подобное для членов местных представительных органов и некоторых выборных должностных лиц органов местного самоуправления (см.

, например, ст.

13 и 15 Федерального закона “Об общих принципах орга­низации законодательных (представительных) и исполнительных ор­ганов государственной власти субъектов Российской Федерации” от 6 октября 1999 г.

Такую законодательную практику можно признать в целом понят­ной и в определенных пределах оправданной.

Она отражает стремле­ние иметь дополнительные гарантии законности и обоснованности привлечения к уголовной ответственности и применения весьма ост­рых мер принуждения к лицам, занимающим особое положение по­стольку, поскольку они принимают активное участие в политической жизни.

Дополнительные гарантии — средство, ограждающее прежде всего от преследований по политическим мотивам. Как показывает российский и зарубежный опыт, такие гарантии в принципе нужны в любом по-настоящему демократическом государстве.

Вместе с тем в последние годы введение различного рода изъятий из общего правила о равенстве всех перед законом и судом приобре­тает характер нарастающей тенденции.

Появились законы, ставящие в особые условия многих должностных и не должностных лиц.

В их числе оказались зарегистрированные кандидаты на должность Прези­дента РФ и в депутаты, члены комиссий по проведению выборов и референдумов с правом решающего голоса, судьи всех судов, проку­роры и следователи прокуратуры, адвокаты, сотрудники органов фе­деральных служб охраны, безопасности, внешней разведки, правитель­ственной связи и информации при исполнении ими своих служебных обязанностей, Председатель, заместители Председателя, аудиторы и инспектора Счетной палаты РФ, Уполномоченный по правам челове­ка в РФ и др.

Представление о том, какие конкретно изъятия из конституцион­ного принципа равенства всех перед законом и судом предусматрива­ются для названных лиц, можно получить при ознакомлении, напри­мер, со следующими актами:

Перечень актов… о тех, кто НАД законом

  • ч. 6 ст. 42 Федерального закона “О выборах Президента Российской Федерации” от 10 января 2003 г.;
  • ч. 18 ст. 29 и ч. 4 ст. 41 Федерального закона “Об основных га­рантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граж­дан Российской Федерации” от 12 июня 2002 г.;
  • ч. 3 ст. 47 Федерального закона “О выборах депутатов Государ­ственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” от 20 декабря 2002 г.;
  • ст. 16 Закона о статусе судей;
  • ст. 42 Закона о прокуратуре;
  • ч. 4 ст. 17 Федерального закона “О федеральной службе безо­пасности” от 3 апреля 1995 г.;
  • ч. 1-3 ст. 29 Федерального закона “О Счетной палате Россий­ской Федерации” от 11 января 1995 г.;
  • ч. 8 ст. 40 Федерального закона “Об общих принципах организа­ции местного самоуправления в Российской Федерации” от 6 октября 2003 г.;
  • ч. 1 ст. 12 Федерального конституционного закона “Об Уполно­моченном по правам человека в Российской Федерации” от 26 февра­ля 1997 г.
  • ст. 447-452 УПК;
  • ч. 3 ст. 8 Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре.

http://base.garant.ru/10103670/#16

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/printsip-ravenstva-grazhdan-pered-zakonom-i-sudom

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.