Председательствующий в заседании арбитражного суда судья голосует

Порядок разрешения вопросов судом в коллегиальном составе. Особое мнение судьи

Председательствующий в заседании арбитражного суда судья голосует
Энциклопедия МИП » Арбитраж » Общие положения » Порядок разрешения вопросов судом в коллегиальном составе. Особое мнение судьи

В российском арбитражно-процессуальном праве существует понятие особого мнения судьи, а также предусмотрен особый порядок рассмотрения дел путем созыва коллегиального состава суда.

В российском арбитражно-процессуальном праве существует понятие особого мнения судьи, которое строго регламентируется нормами Арбитражно-процессуального кодекса РФ, а также предусмотрен особый порядок рассмотрения дел путем созыва коллегиального состава суда.

Голосование судей при рассмотрении дела

Согласно действующему законодательству коллегиальный состав судей выносит решение путем ания. При этом ни один из судей не может высказаться за удержание своего голоса, выразить свое мнение по делу обязаны все.

Последний голос вносится председателем коллегиального состава арбитражного суда и никак иначе. При этом в ходе судебного заседания для решения спора ставятся конкретные вопросы, на каждый из которых должен быть найден ответ.

Каждый судья высказывается по каждому вопросу, решение принимается на основе большинства .

Участвовать в процессе обсуждения и высказывания мнения обязаны все судьи коллегиального состава судебного заседания в арбитражном процессе. При этом судья, чье мнение не совпадает с большинством , вправе в письменном виде высказать свое видение решения спора. Особое мнение судьи может быть учтено при вынесении окончательного решения, если оно обоснованно и подкреплено доказательной базой.

Подписание судьей акта, принятого коллегиально

Судьи, чьи мнения остались в меньшинстве, обязаны подписать акт, составленный председателем коллегиального состава арбитражного суда.

При этом в этот же момент судьи имеют право в письменном виде изложить свои особые мнения по вопросам, которые рассматриваются в ходе процесса.

Примечательно, что судьи голосуют по каждому из вопросов, поэтому подписанию подлежат несколько актов: общий за решение по делу и по каждому из вопросов.

Законодательством допускается ситуации, когда один судья голосует вместе с большинством за общее решение, но по одному из вопросов остается в меньшинстве.

В этом случае арбитражный судья коллегиального состава вправе по этому вопросу высказать в письменном виде свое особое мнение по вопросу, указав доказательную базу в пользу своего мнения.

Право на особое мнение у судей арбитражного процесса

Особое мнение судьи является закрепленным на законодательном уровне правом судьи, чье мнение разошлось с мнением большинства по рассматриваемым вопросам. При этом мнение должно быть обоснованным и подкреплено законодательной базой. Судьи арбитражного суда обязаны быть беспристрастными при рассматривании дела, внимательно изучать все материалы.

Председатель коллегиального состава арбитражного суда перед заседанием обязан разъяснить судьям, участвующим в процессе, их права и обязанности, предоставить для предварительного ознакомления материалы дела. При этом председатель не имеет права высказывать свое мнение судьям о вопросах дела до тех пор, пока все судьи не проголосуют.

Делается это для того, чтобы мнение председателя не повлияло на мнение остальных судей.

Примечательно, что особое мнение судьи, чье мнение было в меньшинстве по какому-либо вопросу не оглашается при зачитывании решения суда по спору. Однако законодательно разрешается всем участникам процесса ознакомиться с мнением судьи, который высказался против большинства . При принятии окончательного решения все судьи и председатель, в том числе могут руководствоваться не только мнением большинства, но и мнением тех, кто высказался в особом порядке.

Примечательно, что особое мнение одного или нескольких арбитражных судей, оказавшихся в своем мнении в меньшинстве, не являются поводом для постановки правомерности вынесенного итогового решения по спору под сомнением.

При этом если одна из сторон процесса требует апелляционного рассмотрения решения суда первой инстанции, то апелляционный арбитражный суд рассматривает особое мнение судей для пересмотра дела.

Изложение особого мнения: форма и сроки

Законодательно установлено, что особое мнение судей арбитражного суда, проводимого в коллегиальном составе, должно быть изложено в письменном виде. Однако это не единственное требование.

Так, мнение должно быть высказано (составление мнения в письменном виде) не позднее 5 рабочих дней с момента проведения ания всеми судьями.

Других требований, в том числе и по форме, и по содержанию, к особому мнению не выдвигается.

Примечательно, что законодательством допускается высказывание мнения без обоснования.

То есть судья коллегиального состава судей вправе высказаться против мнения большинства и никак не обосновывать свою позицию.

Как показывает судебная апелляционная практика, наибольшее влияние при пересмотре дела имеют особые мнения судей, которые все-таки доказательно обоснованы.

Это позволяет взглянуть на рассматриваемый спор с разных ракурсов в рамках всех действующих и имеющих отношение непосредственно к делу нормативно-правовых актов.

Ссылки на эти нормативно-правовые акты указываются в самом особом мнении, которое носит произвольную форму, подписывается единолично судьей, высказавшим это мнение.

Председатель судебного заседания коллегиального состава обязан приобщить мнение к материалам дела, но не обязан его оглашать публично в ходе заседания. При этом все стороны-участники процесса имеют право с мнением ознакомиться и высказаться относительно его правомерности и законности.

Судьям коллегиального состава запрещается публично высказываться относительно своего видения решения спора, а также разглашать мнения других судей состава. Более того, судья, уличенный в нарушении тайны судебного заседания, может быть не просто заменен в процессе, но и отстранен от должности, а также привлечен к ответственности за нарушение действующего судебного законодательства.

Наказание может носить как административный, так и уголовный характер, в зависимости от степени совершенного нарушения.

Источник: https://advokat-malov.ru/obshhie-polozheniya/poryadok-razresheniya-voprosov-sudom-v-kollegialnom-sostave-osoboe-mnenie-sudi.html

Судебное разбирательство в арбитражном суде первой инстанции

Председательствующий в заседании арбитражного суда судья голосует

Понятие судебного разбирательства. Судебное разбирательство – самостоятельная стадия арбитражного процесса. Основная задача данной стадии – рассмотрение спора по существу.

Судебное разбирательство происходит в заседании арбитражного суда, во время которого суд непосредственно исследует доказательства и устанавливает фактические обстоятельства, на основании которых выносит законное и обоснованное решение.

Значение судебного разбирательства

Значение судебного разбирательства. Судебное разбирательство – главная, центральная стадия арбитражного процесса.

Именно на этой стадии проявляется действие основополагающих принципов арбитражного процессуального права: независимость судей и подчинение их только закону, гласность судебного разбирательства, равноправие сторон, состязательность, непосредственность исследования доказательств, непрерывность судебного разбирательства.

Именно на этой стадии выносится решение по делу – результат всей предварительной работы: подготовки искового заявления и возражений по нему, подготовки судебного разбирательства, т.е. собственно на этой стадии арбитражные суды осуществляют правосудие путем выполнения задач арбитражного судопроизводства (ст. 2 АПК).

Хотя в равной степени все сказанное относится к судебному разбирательству во всех инстанциях: первой, апелляционной, кассационной и надзорной, все же наиболее ярко принципы правосудия вообще и арбитражного процесса, в частности, проявляются на стадии судебного разбирательства, проходящего в арбитражном суде первой инстанции.

Во-первых, в большинстве случаев рассмотрение дел ограничивается судебным разбирательством в первой инстанции, таким образом, именно успешное его проведение является для граждан и организаций примером осуществления правосудия и, следовательно, надлежащим подтверждением авторитета государства.

Во-вторых, именно на стадии судебного разбирательства в первой инстанции закладывается основа судебного акта как выражения объективной истины, в большинстве случаев другие инстанции, пересматривающие дело в порядке апелляции, кассации или надзора, исходят из той оценки правоотношений, которая дана судом первой инстанции.

В-третьих, судебное разбирательство в первой инстанции как наиболее приближенная к гражданам и организациям стадия арбитражного процесса, оказывает и воспитательное воздействие на них в духе исполнения законов, уважения норм нравственности и морали.

Высший Арбитражный Суд РФ подчеркивает, что судебное разбирательство является «наиболее действенным и эффективным средством в области профилактики правонарушений».

Срок рассмотрения дела

Срок рассмотрениядела. Одним из важных факторов эффективности судебного разбирательства является оперативность рассмотрения дела.

«На эффективность судебной защиты нарушенных прав и законных интересов существенное влияние оказывает быстрота рассмотрения дела. Особенно важное значение временной фактор приобретает для деятельности судебно-арбитражной системы.

Арбитражные суды призваны поддерживать правовыми средствами стабильность в условиях рыночной экономики, при которых отношения между субъектами предпринимательской деятельности характеризуются значительной динамикой.

Оперативная деятельность арбитражных судов заключается в рассмотрении дела и вынесении решения по нему как минимум не позднее срока, предусмотренного Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации».

АПК установлен (ст. 114) единый срок рассмотрения дел: два месяца со дня поступления искового заявления. В то же время Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» установлен трехмесячный срок рассмотрения дел о банкротстве (ст. 47), с учетом того, что эта категория дел требует от суда совершения большего количества процессуальных действий, чем по другим делам.

Установленный ст. 114 АПК срок продлению не подлежит.

Единственным случаем, когда фактическое время со дня поступления искового заявления до принятия решения по делу может превышать указанный срок, является приостановление производства по делу в соответствии со ст. 81, 82 АПК.

В этом случае течение двухмесячного срока приостанавливается со дня вынесения определения о приостановлении производства по делу и возобновляется со дня вынесения определения о возобновлении производства по делу.

Роль председательствующего в судебном заседании

Роль председательствующего в судебном заседании. Успешность проведения судебного разбирательства в значительной степени определяется судьей, председательствующим в судебном заседании. В соответствии со ст.

115 АПК председательствующий открывает заседание, проводит подготовительную часть разбирательства, определяет порядок ведения заседания, руководит заседанием, принимает меры к обеспечению порядка, ведет и подписывает протокол судебного заседания (ст.

123 АПК), объявляет решение (ст. 134 АПК).

Председательствующим в заседании по делу, рассматриваемому арбитражным судом, может быть любой судья арбитражного суда: председатель суда, заместитель председателя, председатель судебного состава, судья судебного состава.

В случаях, когда дело в соответствии с АПК или по решению председателя арбитражного суда подлежит рассмотрению коллегиально, в заседании председательствует один из судей судебного состава, рассматривающего данное дело.

Вопрос о рассмотрении дела, подлежащего рассмотрению единолично, в коллегиальном порядке, решается председателем арбитражного суда по ходатайству стороны или по инициативе судьи, принявшего исковое заявление.

Решение председателя арбитражного суда оформляется в виде письменной резолюции на ходатайстве лица, участвующего в деле, докладной записки судьи или в иной письменной форме.

Решение о коллегиальном рассмотрении дела принимается до начала рассмотрения дела.

Обеспечение порядка в судебном заседании

Обеспечение порядка в судебном заседании. Все лица, присутствующие в судебном заседании, обязаны соблюдать порядок, установленный ст. 116 АПК. В частности, при входе судей в зал заседания все присутствующие встают.

Таким же образом — стоя — лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса обращаются к арбитражному суду, дают свои объяснения и показания, а также — стоя — все находящиеся в зале заседания лица выслушивают решение.

Отступление от этого правила, в том числе и при объявлении решения, может быть допущено лишь с разрешения председательствующего, к примеру при инвалидности, плохом состоянии здоровья и т.п.

При нарушении порядка во время заседания (выступлении при отсутствии разрешения председательствующего, выкрикивании с места, перебивании других выступающих, допущения некорректных высказываний по отношению к другим участникам заседания или к суду, выступлении сидя и т.п.) председательствующий от имени арбитражного суда делает предупреждение лицу, допустившему нарушение. При повторном нарушении порядка указанное лицо может быть удалено из зала заседания по распоряжению председательствующего.

В соответствиисо ст.

11 Федерального закона «О судебных приставах» поддержание порядка в судебном заседании входит в непосредственные обязанности судебных приставов, которые обеспечивают в судах безопасность судей, арбитражных заседателей, участников судебного процесса и свидетелей, выполняют распоряжения председательствующего в заседании, связанные с соблюдением порядка в суде, поддерживают общественный порядок в судебных помещениях. Однако до образования службы судебных приставов сохраняется прежний механизм поддержания порядка в судебном заседании: контроль за соблюдением порядка осуществляет председательствующий в заседании, при необходимости — сотрудники органов внутренних дел, вызываемые по просьбе арбитражного суда.

Источник: https://be5.biz/pravo/a023/12.html

Гласность судебного разбирательства в арбитражном суде

Председательствующий в заседании арбитражного суда судья голосует

Статья 11 Арбитражно-процессуального кодекса РФ раскрывает содержание такого важнейшего принципа правосудия, как гласность, согласно которому разбирательство дел в суде является по общему правилу открытым.

Гласный характер арбитражного процесса раскрывается в нормах АПК РФ, предоставляющих участвующим в деле лицам право присутствовать во всех судебных заседаниях (ч. 1 ст. 121, ч. 1 ст. 136, ч. 1 ст. 153), при совершении отдельных процессуальных действий (ч. 2 ст. 83, ч. 1 ст. 159), при исследовании судом всех видов доказательств (ч. 2 ст. 78, ч. 2 ст. 79, ч.

2 ст. 81, п. 3 ст. 86, ч. 3 ст. 88, ч. 3 ст. 89), быть ознакомленными с материалами дела и получать копии процессуальных бумаг, право знакомиться с особым мнением судьи по делу (ч. 1 ст. 41). С этими правами корреспондирует обязанность суда направлять участвующим в деле лицам копии всех судебных актов, принимаемых в процессе рассмотрения дела (ст. 122).

Также открытость судебного разбирательства предполагает, что заседания суда может посещать любое лицо, а суд, в свою очередь, не имеет права препятствовать ему в этом. Какие-либо исключения могут быть установлены только законом. Как следует из п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.

2012 N 61, в открытом судебном заседании вправе присутствовать любой гражданин, в том числе представитель средства массовой информации.

При этом арбитражным судам следует учитывать, что при отсутствии оснований для осуществления разбирательства дела в закрытом судебном заседании арбитражный суд не вправе отказать в допуске в судебное заседание желающим присутствовать в нем гражданам, в том числе по причине недостаточной вместимости зала судебного заседания.

В этих случаях в суде может быть организована возможность ознакомления таких лиц с ходом судебного разбирательства, например, посредством трансляции судебного заседания. О присутствии в судебном заседании публики судья, председательствующий в судебном заседании, объявляет в судебном заседании.

Граждане, в том числе представители средств массовой информации, вправе присутствовать в предварительном судебном заседании, а также пользоваться при этом правами, предусмотренными ч. 7 ст. 11 АПК РФ, при отсутствии оснований для осуществления разбирательства дела в закрытом судебном заседании.

Положения, закрепленные в ч. ч. 2 — 3 ст. 11 АПК РФ, содержат ограничение принципа гласности, обусловленное публичными интересами, а именно недопущением разглашения сведений, составляющих ту или иную разновидность тайны. АПК РФ связывает режим закрытого судебного заседания с одной из двух причин:

— если открытое разбирательство дела может привести к разглашению государственной тайны;

— если лицо, участвующее в деле, обратилось в суд с мотивированным ходатайством. В последнем случае лицо обязательно должно сослаться на необходимость сохранения охраняемой законом тайны.

Таким образом, законодатель различает ситуации, когда принцип гласности ограничивается императивно и когда он может быть ограничен определением суда в связи с доводами, представленными заявителем. Такое различие связано с разницей правовых режимов государственной и иной охраняемой законом тайны.

В первом случае предполагается, что суд как орган государственной власти во всех случаях знает, есть ли вероятность разглашения тайны, во втором — что стороны и иные лица, участвующие в судебном разбирательстве, более компетентны, поскольку подобного рода информация затрагивает прежде всего их частные интересы.

Государственная тайна — это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ (ст. 2 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 «О государственной тайне»). Государственную тайну составляют:

1) сведения в военной области (например, о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному и мобилизационному развертыванию Вооруженных Сил РФ);

2) сведения в области экономики, науки и техники (например, о содержании планов подготовки РФ и ее отдельных регионов к возможным военным действиям, о мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники и пр.);

3) сведения в области внешней политики и экономики (например, о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности РФ, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства, и пр.);

4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также в области противодействия терроризму и в области обеспечения безопасности лиц, в отношении которых принято решение о применении мер государственной защиты, и т.д.

Важно иметь в виду, что отсутствие у лиц, участвующих в деле, их представителей, а также экспертов, специалистов, свидетелей и переводчиков в случаях их участия в рассмотрении дела допуска к государственной тайне, оформленного в соответствии с законом, не является основанием для их отстранения от участия в рассмотрении дела.

Как разъяснил Высший Арбитражный Суд РФ со ссылкой на ст. 21 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 «О государственной тайне» и правовую позицию Конституционного Суда РФ, данную в Определении от 10.11.

2002 N 293-О, судья обязан предупредить участников арбитражного процесса об уголовной ответственности за разглашение сведений, составляющих государственную тайну, о чем у них отбирается соответствующая расписка (обязательство), копия которой приобщается к материалам дела.

Разбирательство дела в закрытом судебном заседании в связи с сохранением государственной тайны должно осуществляться в специально оборудованном помещении.

Что касается иных видов тайны, то для каждой из них определен свой правовой режим в соответствии с тем или иным федеральным законом.

Так, под коммерческой тайной понимается режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

При этом к информации, составляющей коммерческую тайну, относятся сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны (ст. 3 Федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ «О коммерческой тайне»).

Источник: https://advokat15ak.ru/%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C-%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B1%D0%B8%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.