Порядок рассмотрения административных исковых заявлений

Содержание

Административное исковое заявление в суд: помощь адвоката

Порядок рассмотрения административных исковых заявлений

   Административное исковое заявление составить неподготовленному человеку действительно сложно, вот почему многие выбирают нашу юридическую помощь по данному вопросу.

   Все правила оформления и составления описаны в разделе КАС РФ: административное исковое заявление. Наши адвокаты готовы составить для Вас исковое заявление по выгодной цене и в срок.

Оформление и подача административного искового заявления

   Чтобы оформить заявление по административным делам без ошибок, нужно знать, что именно оно должно содержать. Текст самого документа должен предусматривает наличие следующих данных:

  • название органа, куда подается административно исковое заявление;
  • контактные и личные данные истца;
  • контактные и личные данные ответчика;
  • информация о том, какое административное нарушение было совершено в отношении истца;
  • требования заявителя в отношении ответчика с полной их аргументацией;
  • содержание размера госпошлины в суд, а также приложение квитанции в подлиннике;
  • перечень документов, предусмотренных КАС для административно искового заявления.

   Отметим, что при желании заявитель может выбрать себе представителя для ведения дела от его имени, представитель также может написать административное заявление по просьбе Доверителя.

В такой ситуации заявление об административной ответственности должно содержать также все данные о законном представителе.

Очень часто до подачи иска в суд требуется составление претензии, данный процессуальный документ для Вас также готовы помочь составить наши адвокаты.

   Отметим, что образец административного искового заявления будет зависеть от того, в отношении кого вы планируете его составить. В подобных делах могут обжаловаться действия органов власти, должностных лиц или же судебных приставов.

В каждом отдельном случае будет свой собственный образец административно искового заявления, вот почему мы не рекомендуем Вам пользоваться бланками, представленными в Интернете и не подобранные для Вашей проблемы.

Наш адвокат знает по своей практике порядок подачи искового заявления, а также подойдет индивидуально к его составлению по Вашей просьбе.

Принятие административного искового заявления

   Перед подачей документов внимательно проверьте правильность оформления заявление в административный суд. Особое внимание уделите перечню прилагаемых документов.

Ведь именно от их качества и количества будет зависеть решение по административному исковому заявлению. Напомним еще раз, что неверно оформленная документация зачастую остаются без внимания.

Если же она и дойдет до суда, то скорее всего результаты судебного процесса не порадуют истца.

Коллективное административное исковое заявление

   Граждане могут обратиться в суд с коллективным исковым заявлением в случаях:

  • Группа граждан настолько многочисленна, что рассмотрение административных исковых заявлений лиц в индивидуальном порядке будет затруднено
  • Требования группы граждан предъявляются к одному административному ответчику.
  • Все члены группы используют один и тот же способ защиты права.

Основания административного искового заявления

   Основанием административного иска могут быть факты, вытекающие из взаимодействия гражданина и органов власти.

Такое взаимодействие, которое происходит в ходе реализации государственными, муниципальными органами властных полномочий, называют публичными правоотношениями.

Под публичными правоотношениями понимаются отношения, стороной которых обязательно является субъект публичной власти.

   Так, если события, являющиеся основанием исковых требований, имели место в ходе отношений с государственными, муниципальными органами и при осуществлении ими властных полномочий, требования истца необходимо изложить в административном иске.  Кроме того, требования к организациям, наделенными властными полномочиями, Центральному Банку Российской Федерации и государственным внебюджетным фондам необходимо оформлять в административном иске.

Требования к вышеуказанным субъектам могут быть предъявлены по следующим основаниям:

  • Принятие властными органами общеобязательного акта, которым нарушаются права граждан
  • Действия должностных лиц, органов власти, организаций с публичными функциями, которые нарушают права граждан
  • Необходимость удержать должностных лиц, властные органы от совершения определенных действий
  • Необходимость установить достаточность полномочий должностного лиц, властного органа для
  • для решения конкретного вопроса.
  • Необходимость защиты избирательного права и права на участие в референдуме
  • Необходимость получения компенсации за нарушенное право на рассмотрение и разрешение судами дел в разумный срок

В какой суд подается административное исковое заявление?

   Административные дела, возбуждаемые на основании искового заявления, уполномочены рассматривать и разрешать: Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, мировые судьи.

   Если требования административного иска состоят в оспаривании нормативно-правового акта, изданного органами государственной власти субъекта РФ, он подается в суд субъекта РФ. Суды субъектов РФ рассматривают так же иски, содержание требования которых состоит в оспаривании решений избирательных комиссий субъектов РФ.

   В случае, если истец предъявляет требования о компенсации за нарушение права на разрешение судебного дела в разумный срок мировым судьей, районным суд, то иск следует подавать в суд субъекта.

   Если истцу необходимо обжаловать кадастровую стоимость недвижимости, свой административный иск необходимо подать в суд субъекта РФ.

   Оспаривание нормативно-правовых актов, изданных высшими должностными лицами и органами государственной власти РФ, административное дело будет рассматриваться Верховным Судом РФ. То же правило применяется к требованиям об оспаривании актов Центрального Банка РФ и актов внебюджетных фондов (ПФР, ФФОМС).

   В случае необходимости оспорить акт органа местного самоуправления, административный иск следует подать в районный суд по месту нахождения органа местного самоуправления. То же правило действует для обжалования актов и решений государственных и муниципальных органов власти и их должностных лиц.

   Кодекс об административном судопроизводстве содержит так же нормы, позволяющие административному истцу по своему выбору подать исковое заявление по своему месту жительства, если ему необходимо обжаловать действия (бездействие) должностных лиц государственных и муниципальных властных органов.

Госпошлина по административному исковому заявлению

   Подача административного иска не сопровождается оплатой гражданином государственной пошлины в случае обжалования им действий (бездействия) судебного пристава исполнителя, а также постановления по делам об административном судопроизводстве.

ВНИМАНИЕ: для всех иных требований административного истца, налоговым законодательством установлена ставка государственной пошлины в размере 300 рублей.

Срок обращения с административным исковым заявлением

   Срок предъявления требований административного истца к рассмотрению их судом составляет три месяца.

    Срок обращения с административным исковым заявлением составляет три месяца. Этот срок подлежит исчислению с момента, когда гражданин узнал о нарушении его прав. Таким моментом может являться надлежащее уведомление гражданина о применении к нему меры административного характера, или дата фактического применения таких мер без надлежащего уведомления.

   Срок обращения в суд для обжалования действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя составляет 10 дней. Исчисляется данный срок так же с того момента, когда стало известно о нарушении права судебным приставом-исполнителем.

   Необходимо учитывать, что пропуск гражданином установленного законом срока для предъявления гражданского иска не может быть причиной отказа в принятии иска судом. Причины пропуска срока рассматриваются в судебном заседании. В случае их уважительности, срок восстанавливается.

Порядок рассмотрения административного искового заявления

   Рассмотрение административного искового заявления происходит в ходе судебного разбирательства, которое начинается после подачи административного иска, принятия его к производству и подготовки дела к разбирательству. В ходе устного судебного разбирательства стороны имеют возможность пояснить свою позицию, исследовать доказательства, предпринять иные меры по доказыванию своей позиции.

   Особенностью является возможность применения мер предварительной защиты по административному иску. Такие меры предпринимаются судом по заявлению административного истца, исходя из принципов соответствия мер административным требованиям и необходимости применения таких мер.

   Решение суда об удовлетворении требований административного истца или об отказе в удовлетворении таких требований принимается немедленно после рассмотрения.

По сложным административным делам может быть объявлена резолютивная часть решения суда, содержащая решение об удовлетворении требований административного истца или об отказе в удовлетворении таких требований.

Составление мотивировочного решения суда может быть отложено на срок 5 дней.

Отказ в принятии административного искового заявления

   Судья может вынести решение об отказе в принятии административного иска к производству. 

Причины могут состоять в следующем:

  • Исковое заявление не подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства
  • Нормативный акт, который оспаривается административных исковым заявлением, не нарушает и не затрагивает права истца.
  • Существует вступившее в силу решение суда по административному исковому заявлению о том же предмете и по тем же основаниям

ВАЖНО: на определение об отказе в принятии административного искового заявления может быть подана жалоба.

Адвокат по составлению административного иска в Екатеринбурге

   Отметим, что все судебные документы, в том числе и административное исковое заявление, должны быть оформлены определенным образом. От правильности их оформления зависит и дальнейшее рассмотрение дел. Административное заявление суд не должно иметь нарушений, в противном случае его не примут к дальнейшему рассмотрению.

   Для того чтобы получить удовлетворительные судебные решения по административным исковым заявлениям, нужно не только правильно оформить документ, но и перечислить в нем адекватные, грамотно аргументированные требования и претензии к ответчику. Но в любом случае само решение по поданному исковому заявлению всегда будет зависеть от исхода судебного процесса. Наш совет – давайте вместе с нашим профессиональным адвокатом добиваться положительного исхода дела.

Читайте еще по вопросам иска в суд:

Узнайте, как составить исковое заявление по ссылке

С нами изменение обеспечительных мер в срок

© адвокат, управляющий партнер АБ “Кацайлиди и партнеры” А.В. Кацайлиди

Оставьте заявку на бесплатную консультацию юриста прямо сейчас

Записаться на БЕСПЛАТНУЮ консультацию юриста

Источник: https://katsaylidi.ru/article/administrativnoe-iskovoe-zayavlenie

Особенности административного судопроизводства: отличия, специфика | Правоведус

Порядок рассмотрения административных исковых заявлений

Одним из главных вопросов, возникающих у сторон спора, является – когда спор следует считать административным? Ответ на этот вопрос прост – когда спор связан с деятельностью организаций, в том числе органов власти и физических лиц, имеющих властные полномочия, когда просматривается нарушение субъективных прав гражданина либо создание помех в их осуществлении. Отсюда вытекает и основная особенность судопроизводства по административным делам – необходимость обращения в судебный орган представлена намерением устранить существующую либо потенциально возможную преграду в осуществлении прав и законных интересов истца. 

Важно! Дела административного судопроизводства до 15 сентября 2015 г. рассматривались исключительно в рамках норм Гражданского процессуального кодекса РФ, в последующем был принят новый Кодекс и дела стали рассматриваться в порядке КАС РФ.

Судебное разбирательство по административному делу

Не секрет, что решение об удовлетворении требования административного истца либо в отказе таковых, принимается судом только после проведения судебного разбирательства, которое начинается после подачи административного иска и принятия его к производству. Именно в ходе судебного разбирательства сторонам предоставляется возможность объяснить свою позицию по делу, предоставить возражения или предпринять иные меры по доказыванию своей правовой позиции.

Сроки и решения в административном судопроизводстве

При правильной подготовке документов и подаче административного иска истцом суд обязан вынести одно из нижеследующих процессуальных решений: 

  1. О принятии иска к производству и подготовке дела к судебному разбирательству. Такое решение принимается судьей в течении 3-х дней с момента поступления ему иска, копии иска и необходимые приложения направляются ответчику для ознакомления.
  2. Об отказе в принятии иска. Такое решение выносится в форме мотивированного определения, на основании норм, установленных статьей 128 КАС РФ. Определение может быть обжаловано в частном порядке, повторная подача административного иска не допускается.
  3. Об оставлении искового заявления без движения в связи с необходимостью исправления недостатков, в частности касается документов, прилагаемых к иску и определении судебных расходов. Очень важно соблюдение сроков, установленных судьей для исправления недостатков, в противном случае иск будет возращен заявителю и считается не поданным. После исправления ошибок заявление принимается к производству и сроки по рассмотрению дела начинают течь с момента подачи иска первоначально.
  4. О возвращении иска заявителю. Как правило, такое решение принимается при несоблюдении досудебного порядка урегулирования спора, при нарушении правил подсудности и прочие.

Срок рассмотрения административного дела не должен превышать 2-х месяцев с момента поступления искового заявления в суд.

В случае, если дело рассматривает Верховный суд, то срок рассмотрения не должен превышать 3-х месяцев.

Указанные сроки могут быть продлены не более чем на один месяц председателем суда, при этом истец не может воспользоваться правом на подачу заявления об ускорении рассмотрения дела в судебном процессе.

Порядок осуществления судебного разбирательства по административному делу

Важно! При принятии административного иска к рассмотрению стороны и лица, участвующие в деле, обязательно извещаются о времени и месте судебного заседания повесткой либо другим способом, позволяющим зафиксировать факт того, что информация ими получена.

https://www.youtube.com/watch?v=bvy93VX09hQ

Судебный процесс по административным исковым заявлениям осуществляется, как правило, устно, исключением являются дела, рассматриваемые в порядке упрощенного производства.

При посещении суда участники должны иметь при себе документ, удостоверяющий личность (представитель – паспорт, оригинал доверенности на представление интересов и диплом о высшем юридическом образовании) и документы/их копии, которые не были приложены к иску, но которые лицо намеревается приобщить к делу.

Разбирательство в суде по административному делу всегда начинается с открытия судебного заседания, после чего проверяется явка лиц, участвующих в деле, им разъясняются их права. При наличии оснований для отвода судьи заявитель должен сообщить о них именно на этой стадии.

Поскольку свидетели должны быть удалены из зала суда до их допроса, при их присутствии в зале нужно подать ходатайство о вызове свидетеля после открытия судебного заседания. 

Важно! Выступать в суде, давать объяснение и обращаться с вопросом стороны могут только с разрешения судьи.

После доклада судьи о деле по существу заслушиваются стороны процесса – истец, ответчик и заинтересованные лица, которые могут задавать друг другу вопросы, равно как и судья.

Заслушав стороны, судебное разбирательство продолжается исследованием имеющихся доказательств по делу, в ходе которого стороны вправе давать пояснения при необходимости.

Следующая стадия судебного разбирательства – судебные прения, которые заключаются в выступлении истца и ответчика, при этом последняя реплика всегда принадлежит административному ответчику.

Важно отметить, что при судебных прениях уже нельзя ссылаться на доказательства, которые не были исследованы судом, однако закон позволяет судье при необходимости выявления определенных обстоятельств вынести определение о возобновлении рассмотрения дела по существу и вернуться к началу судебного разбирательства. По окончанию судебных прений суд удаляется в совещательную комнату, затем возвращается и оглашает решение суда по конкретному делу.

Отложение судебного разбирательства по административному делу

Обычный порядок осуществления судебного разбирательства по административному делу является наиболее оптимальным и часто встречающимся вариантом, поскольку представляет собой достаточно быстрый и эффективный способ защиты нарушенного права. Однако, в ряде случаев в ходе судебного заседания судьей может быть вынесено определение об отложении разбирательства по следующим основаниям: 

  • в силу необходимости осуществить другие процессуальные действия, например, назначить экспертизу или пригласить специалиста;
  • если одна из сторон подала ходатайство о предоставлении дополнительных доказательств по делу;
  • в случае, если судом было признана обязательная явка лица, которое отсутствует в судебном заседании, при условии, что это лицо было извещено надлежащим образом;
  • если, по мнению суда, данное административное дело не может быть рассмотрено в назначенном судебном заседании.

Во всех указанных выше случаях суд выносит определение об отложении судебного разбирательства и назначает дату и время нового судебного заседания, которое в следующий раз начинается сначала.

Особенности судопроизводства при рассмотрении административного дела о признании нормативно-правового акта недействующим

Исковое заявление о признании нормативно-правового акта недействующим может быть подано любым лицом, на которое он распространяется, а также чьи права затрагивает либо в отношении которого он был применен и в результате чего были нарушены права данного лица. 

Важно! Законодатель не устанавливает срок исковой давности по таким искам, то есть иск может быть подан в течении всего времени действия оспариваемого нормативно-правового акта. Также отметим, что проверка на соответствие Конституции РФ проводится исключительно в специальном порядке, следовательно, указанный вопрос в рамках КАС РФ рассматриваться не может.

По делам о признании недействующим нормативно-правового акта встречный иск не допускается, при этом участие в деле представителя считается обязательным, если только непосредственно истец не имеет высшего юридического образования. К административному иску по таким делам обязательно прикладываются: 

  • копия нормативно-правового акта;
  • реквизиты документа, которому приложенный акт противоречит;
  • указывается какие права уже нарушены или в сумме угроза их нарушения в будущем;
  • доказательства факта, что истец является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым нормативно правовым актом и другое, предусмотренное статьей 209 КАС РФ.

Важно! В ходе судебного разбирательства истец вправе ходатайствовать о применении только одной меры предварительной защиты, а именно: запретить применение данного правового акта или отдельных его положений в отношении иска по административному делу.

Срок рассмотрения исков по указанным делам составляет 2 месяца со дня подачи заявления, либо 3 месяца, если дело подсудно ВС РФ. В деле обязательно участие прокурора, который будет являться субъектом обжалования судебного решения.

Более того, поскольку суд не связан доводами истца и обязан самостоятельно проверить законность правового акта, он может признать обязательной явку представителя органа власти, что означает невозможность применения упрощенной системы судопроизводства.

При этом на административного ответчика возлагается обязанность доказать наличие полномочий на принятие правового акта, соблюдение его вида и формы, процедуры принятия, а также опубликование и регистрации. 

Важно! В административном судопроизводстве по вопросам оспаривания правовых актов недопустимо заключение соглашений либо прекращения дела в связи с отказом от иска, признания этого иска ответчиком, утраты его силы или его отмены в период рассмотрения административного дела.

Особенности судопроизводства при рассмотрении административного дела об оспаривании решений органа власти, действий должностного лица

В отличие от обсуждения возможностей подачи иска о признании недействующим правовых актов иск об оспаривании решений органа власти может быть подан только тем лицом, чьи права он непосредственно затрагивает. При этом до обращения в суд такое лицо вправе обратиться непосредственно к вышестоящему должностному лицу для урегулирования спора.

Административный иск по таким делам может быть подан в течение 3-х месяцев с момента, когда стало известно о нарушении прав истца, а на действия судебных приставов – в течении 10 дней. Если срок был пропущен, суд рассмотрит причины этого, в том числе уважительной причиной будет являться, если в досудебном порядке жалоба заявителя была рассмотрена несвоевременно.

В случае, если причина пропуска признается судом неуважительной, в удовлетворении требований истца будет отказано. В качестве меры предварительной защиты применяется – приостановление действий решения в той части, которая относится к истцу, воздержания от совершения оспариваемого действия.

На ответчика возлагается доказывание законности решения, в частности, наличие на это полномочий и соблюдение процедуры вынесения решений. Административное дело об оспаривании решений органа власти должно быть рассмотрено в суде в течение 1 месяца со дня подачи иска, если иск подан на судебного пристава-исполнителя, то в течении 10 дней.

В ходе рассмотрения дела суд не может быть связан доводами и требованиями иска, он проверяет законность оспариваемого решения или действия в полном объеме.

Источник: https://PravoVedus.ru/practical-law/administrative/osobennosti-administrativnogo-sudoproizvodstva/

Порядок предъявления и рассмотрения административных исковых заявлений судами общей юрисдикции

Порядок рассмотрения административных исковых заявлений

В соответствии с 221 КАС РФ дела об оспаривании решений, действий (бездействия) приставов возбуждаются в суде общей юрисдикции путем подачи административного искового заявления. Указанные заявления предъявляются и рассматриваются по правилам главы 22 КАС РФ.

Требования, предъявляемые к порядку обращения в суд общей юрисдикции, в том числе требования административного искового заявления и перечню прилагаемых документов, изложены в ст. 125, 126, 220 КАС РФ.

При подготовке административного искового заявления следует обратить особое внимание на изложение следующих сведений:

сведения о судебном приставе-исполнителе, принявшем оспариваемое решение либо совершившие оспариваемое действие (бездействие);

сведения об исполнительном документе, в связи с исполнением которого оспариваются решение, действие (бездействие), и об исполнительном производстве;

наименование, номер, дата принятия оспариваемого решения, дата и место совершения оспариваемого действия (бездействия);

сведения о том, в чем заключается оспариваемое бездействие (от принятия каких решений либо от совершения каких действий уклоняется судебный пристав-исполнитель);

сведения о правах, свободах и законных интересах административного истца, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемыми решением, действием (бездействием);

нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которым надлежит проверить оспариваемые решение, действие (бездействие);

сведения о невозможности приложения к административному исковому заявлению каких-либо документов из числа указанных в части 3 настоящей статьи и соответствующие ходатайства;

сведения о том, подавалась ли в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении. Если такая жалоба подавалась, указываются дата ее подачи, результат ее рассмотрения;

требование о признании незаконными решения, действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя.

После получения данного административного искового заявления, суд общей юрисдикции вправе вынести одно из следующих определений: о принятии административного искового заявления к производству, об отказе в его принятии, о возвращении, об оставлении административного искового заявления без движения. Основания для вынесения вышеизложенных определений изложены в статьях 128-130, 222 КАС РФ. В случае принятия к производству административного искового заявления, судья направляет соответствующее определение всем лицам, участвующим в деле, не позднее следующего рабочего дня после дня его вынесения. В порядке мер предварительной защиты, суд вправе приостановить действие оспариваемого решения в части, относящейся к административному истцу, или приостановить совершение в отношении административного истца оспариваемого действия.

Суд извещает всех заинтересованных лиц о времени и месте судебного заседания, однако неявка указанных лиц не является препятствием к рассмотрению дела по существу. Суд вправе признать обязательной явку пристава-исполнителя в процесс и в случае его неявки наложить на него штраф в размере до 30 000 рублей.

В ходе судебного разбирательства суд осуществляет проверку оспариваемых решений (действий) на предмет их соответствия нормативным актам; устанавливает наличие полномочий у пристава на принятие оспариваемых решений (действий); а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые акты права и законные интересы заявителя.

Суд не связан основаниями и доводами, изложенными в административном исковом заявлении.

Обязанность доказывания законности принятых приставом решений (действий), наличие надлежащих полномочий; порядка принятия оспариваемого постановления, совершения оспариваемого действия (бездействия); а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения (действия) возлагается на судебного пристава. Если пристав не представит в процесс надлежащих доказательств, то суд может истребовать их по собственной инициативе.

По результатам судебного разбирательства, суд выносит решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, либо об удовлетворении полностью или в части заявленных требований и об обязанности судебного пристава устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.

Копии решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя вручаются под расписку лицам, участвующим в деле, их представителям или направляются им в течение трех дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.

В день вступления в законную силу решения суда, которым удовлетворены заявленные требования его копии направляются с использованием способов, позволяющих обеспечить скорейшую доставку, руководителю того судебного пристава-исполнителя, чья деятельность оспаривалась в суде. Суд также может направить копии данного решения в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящим в порядке подчиненности лицу, прокурору, другим лицам.

Судебный пристав обязан устранить допущенные им нарушения прав административного истца в срок и способом, указанным в судебном решении, а также в течение одного месяца со дня вступления судебного акта в законную силу сообщить о результатах исполнения данного судебного решения в суд и административному истцу.

Источник: https://studopedia.ru/19_263792_poryadok-pred-yavleniya-i-rassmotreniya-administrativnih-iskovih-zayavleniy-sudami-obshchey-yurisdiktsii.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.