Понятие пересмотра судебных решений

Производство по пересмотру судебных актов в порядке надзора

Понятие пересмотра судебных решений

​​​​​​​#ликвидацияооовмоскве #купитьготовуюфирму #купитьфирмувмоскве #готовыеооособоротом #регистрацияооовмоскве #регистрацияоооподключ #купитьюридическийадрес #юридическийадресвмоскве #бесплатнаяюридическаяконсультация

Надзорное производство представляет собой исключительное стадию, в которой Президиум Верховного суда РФ проверяет законность вступивших в законную силу актов нижестоящих арбитражных судов в целях обеспечения единства судебной практики. Правила пересмотра судебных актов в порядке надзора предусмотрены в гл. 36.1 АПК РФ.

В Президиум Верховного Суда Российской Федерации обжалуются:

  • вступившие в законную силу решения и определения Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, принятые по первой инстанции, если указанные решения и определения были предметом апелляционного рассмотрения;
  • определения Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные по результатам рассмотрения апелляционных жалоб, представлений на решения или определения Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, принятые по первой инстанции;
  • определения Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные в порядке кассационного производства.

Основания пересмотра судебного акта в порядке надзора:

  • права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации;
  • права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы;
  • единообразие в применении и (или) толковании судами норм права.

Срок подачи надзорных жалоб составляет 3 месяца со дня вступления в законную силу указанных решений. Если указанный срок пропущен по уважительной причине, то он может быть восстановлен судьей Верховного Суда Российской Федерации при условии, что ходатайство подано не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в законную силу последнего оспариваемого судебного акта или, если ходатайство подано лицом, указанным в статье 42 АПК РФ, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав или законных интересов обжалуемым судебным актом. В надзорных жалобе, представлении должны быть указаны:

  • наименование суда, в который они подаются;
  • наименование лица, подающего надзорные жалобу, представление, его процессуальное положение, место нахождения или место жительства;
  • наименования лиц, участвующих в деле, их место нахождения или место жительства;
  • наименования судов, рассматривавших дело в первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими судебных актов;
  • сведения об обжалуемом судебном акте, дате его принятия и вступления в законную силу;
  • основания пересмотра судебного акта в порядке надзора, предусмотренные статьей 308.8 АПК РФ, с приведением доводов, свидетельствующих о наличии таких оснований;
  • просьба лица, подающего жалобу, представление;
  • перечень документов, прилагаемых к заявлению или представлению.

Надзорные жалоба, представление подаются с копиями, количество которых соответствует количеству лиц, участвующих в деле.

К надзорной жалобе должны быть приложены документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных законом случаях, порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты или об уменьшении размера государственной пошлины.

Надзорные жалоба, представление, поданные в соответствии с правилами, установленными АПК РФ, изучаются судьей Верховного Суда Российской Федерации.

По результатам изучения надзорных жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение:

  • об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора. При этом надзорные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде надзорной инстанции;
  • о передаче надзорных жалобы, представления вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

Надзорные жалоба, представление рассматриваются в Верховном Суде Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев, если дело не было истребовано, и в срок, не превышающий трех месяцев, если дело было истребовано, не считая времени со дня истребования дела до дня его поступления в Верховный Суд Российской Федерации.

Президиум Верховного Суда Российской Федерации принимает дело к рассмотрению на основании определения судьи Верховного Суда Российской Федерации о передаче надзорных жалобы, представления вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

Президиум Верховного Суда Российской Федерации направляет лицам, участвующим в деле, копии определения о передаче надзорных жалобы, представления вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации и копии надзорных жалобы, представления. Время рассмотрения надзорных жалобы, представления вместе с делом в Президиуме Верховного Суда Российской Федерации назначается с учетом того, чтобы лица, участвующие в деле, имели возможность явиться в судебное заседание.

Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте рассмотрения дела Президиумом Верховного Суда Российской Федерации. Неявка указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, не препятствует рассмотрению дела в порядке надзора.

Судья-докладчик излагает обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, доводы, содержащиеся в надзорных жалобе, представлении и послужившие основанием для передачи надзорных жалобы, представления вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации. После лица участвующие в деле вправе дать объяснения по делу. Первым дает объяснения лицо, подавшее надзорные жалобу, представление.

Полномочия суда надзорной инстанции:

  • оставить решение суда первой инстанции, постановление или определение суда апелляционной или кассационной инстанции без изменения, надзорные жалобу, представление без удовлетворения;
  • отменить решение суда первой инстанции, постановление или определение суда апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд. При направлении дела на новое рассмотрение Президиум Верховного Суда Российской Федерации может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе судей;
  • отменить решение суда первой инстанции, постановление или определение суда апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;
  • оставить в силе один из принятых по делу судебных актов;
  • отменить либо изменить решение суда первой инстанции, постановление или определение суда апелляционной или кассационной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права;
  • оставить надзорные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных статьей 308.3 АПК РФ.

Постановления Президиума ВС РФ вступают в законную силу со дня принятия и не подлежат обжалованию.

Юристы компании Правовед сразу свяжутся с Вами для юридической помощи:

Источник: https://www.pravo-ved.ru/proizvodstvo-po-peresmotru-sudebnyx-aktov/

§ 1. Понятие пересмотра судебных решений и его разновидности

Понятие пересмотра судебных решений

Разбирательство в суде первой инстанции является апогеем состязательного про­цесса. В нем с наибольшей силой проявляют себя все его принципы и гарантии, обес­печивающие принятие законного, обоснованного и справедливого судебного реше­ния. Такое решение должно быть авторитетно, незыблемо и стабильно.

Окончание судопроизводства уже в суде первой инстанции можно считать идеальным вариан­том развития событий, ибо в этом случае наиболее полно достигается устойчивость правопорядка, быстрота и экономичность процесса.

Однако реальность такова, что, несмотря на все гарантии достижения истины и обеспечения прав личности, в уго­ловном процессе сохраняется возможность судебных ошибок.

Это диктует необхо­димость пересмотра судебных решений, под которым понимается осуществляемая в определенных процессуальных формах проверка приговоров, определений и поста­новлений судов вышестоящими судебными инстанциями.

Однако проверка судеб­ных актов вышестоящими судами имеет своей целью не только заботу об истинно­сти судебных решений, но и обеспечение единообразия понимания и применения закона всеми судами. Подобная деятельность в целом квалифицируется законом как судебный надзор за деятельностью судов (ст. 126 Конституции РФ).

Судебный над­зор в таком широком смысле слова может осуществляться в российском уголовном процессе в четырех проверочных стадиях процесса: в апелляционном, кассационном, надзорном порядке, а также при возобновлении производства ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств. Судебный надзор в широком смысле слова необходи­мо отличать от судебного надзора в узком смысле, т. е. пересмотра вступивших в за­конную силу судебных решений судами надзорной инстанции.1

В национальных правовых системах, в том числе в российской, те или иные фор­мы пересмотра судебных решений могут находиться в смешанном состоянии, соче­тая в себе элементы различных их видов.

Поэтому прежде чем приступить к рас­смотрению его конкретных форм, необходимо дать теоретическое определение основных (базовых) видов пересмотра судебных решений, взятых в их, так сказать, чистом виде.

Таковыми являются апелляционное, кассационное производство и возобновление дел по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

1 Некоторые авторы выделяют также еще более общее понятие надзора за судебной дея­тельностью, в которое включают помимо пересмотра решений нижестоящих судов по конкретным делам в процессуальных формах также и дачу Верховным Судом разъясне­ний по вопросам судебной практики (см.: Темушкин О. П. Организационно-правовые фор­мы проверки законности и обоснованности приговоров; М.: Наука, 1978. С. 16-17).

Под апелляцией (от лат. appellatio — обращение, воззвание) понимается пере­смотр, как правило, вышестоящей судебной инстанцией уголовных дел по суще­ству, т. е. как по юридическим, так и фактическим основаниям, но в пределах жалоб, поданных сторонами.

Апелляционная инстанция может в полном или частичном объеме проводить по делу новое судебное следствие в условиях состязания сторон и постановить новый приговор, заменяющий собой приговор нижестоящего суда.

Апелляционное производство обеспечивает дополнительную гарантию правосудия за счет пересмотра уголовного дела вышестоящей инстанцией, судьи которой обла­дают, как правило, большим опытом и квалификацией, нежели судьи нижестояще­го суда.

Традиционно считается, что апелляция наиболее полезна там, где дело в первой инстанции рассматривается единоличным судьей, хотя это правило в насто­ящее время все чаще подвергается ревизии (например, в современном англо-амери­канском, а также французском процессе апелляционному пересмотру подвергают­ся и решения судов с участием присяжных).

Кассация (от фр. casser — сломать, уничтожить) — это пересмотр вышестоящей судебной инстанцией в пределах жалоб сторон не вступивших в законную силу решений нижестоящего суда лишь по юридическим основаниям, т. е.

с точки зре­ния нарушений нижестоящим судом норм материального и процессуального пра­ва (так называемая чистая кассация).

Кассационная инстанция, в таком ее пони­мании не касается оценки доказательств по делу, не вдается в рассмотрение его фактической стороны и потому ограничивается проверкой решения суда по пись­менным материалам дела, без проведения следственных действий.

Ее цель состо­ит в обеспечении законности в деятельности нижестоящих судов путем устране­ния решений, не отвечающих этому условию.

Поэтому «чистое» кассационное производство может завершиться лишь отменой обжалованного решения с воз­вращением дела на новое судебное рассмотрение по существу либо оставлением жалобы без удовлетворения.

Обычно предполагается, что кассационный вид пе­ресмотра наиболее уместен там, где дело в суде первой инстанции рассматрива­лось с участием присяжных заседателей, ибо к исключительному ведению после­дних относится оценка доказательств и установление фактов, и именно в обсуждение этих вопросов не вдается кассационная инстанция. Кассационный вид пересмотра судебных решений характерен для процессуальных систем континен­тального типа — судопроизводство Австрии, Испании, Италии, России,1 Германии (в которой она существует под названием «ревизия») и др., — в коренных чертах следующих в этом вопросе уголовному процессу Франции, где данная форма пере­смотра исторически и возникла.

Возобновление дел по новым или вновь открывшимся обстоятельствам пред­ставляет собой исключительный (экстраординарный) способ пересмотра судеб­ных решений ввиду обнаружения после вступления этих решений в законную силу таких обстоятельств, которые в случае их своевременной известности суду, очевидно, повлекли бы постановление им совершенно иного решения. Подобная процедура используется в уголовном процессе России, ФРГ, Франции (фр., pourvoi en revision), США {writ ofcoram nobilis) и др.

1 Как будет показано ниже, кассационное производство по УПК РФ существует не в чистой, а в смешанной форме, включающей некоторые элементы апелляции.

Источник: http://www.adhdportal.com/book_1890_chapter_169__1._Ponjatie_peresmotra_sudebnykh_reshenijj_i_ego_raznovidnosti.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.