К исключительной компетенции российской федерации относятся

Исключительная компетенция Российской Федерации

К исключительной компетенции российской федерации относятся

В ст.71 Конституции РФ перечисляются предметы ведения Федерации. Согласно ч.1 ст.76 по этим предметам ведения принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы.

Формулой “в ведении Российской Федерации находятся” обозначаются, во-первых, сферы жизни общества, отрасли и подотрасли народного хозяйства и социально-культурной деятельности, виды имущества, его объекты, которые находятся под воздействием федеральной государственной власти, в распоряжении ее органов (например, упоминаемые в данной статье федеральные банки, транспорт, ядерная энергетика, федеральная собственность, военная техника). Упоминание таких объектов без дальнейшей конкретизации формулы означает, что все функции государственного воздействия на них (нормативное регулирование, общее руководство, координация, текущее распорядительство, учет, контроль и т.д.) осуществляются федерацией.

Во-вторых, этой формулой охватываются такого же рода отрасли и иные сферы с дополнением в виде записи о способах государственного воздействия на них (например, установление правовых основ единого рынка).

В-третьих, в ряде пунктов ст.

71 речь идет о различных областях государственного строительства и государственной деятельности с указанием или без указания специфической роли федеральной власти применительно к этим областям; во втором случае предполагается, что все в данной области делает федерация (например, установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности, формирования этих органов; федеральная государственная служба; внешняя политика России; оборона и безопасность; определение статуса и защита государственной границы).

В-четвертых, и это самое главное, некоторые пункты указывают на правовое регулирование (важнейшие отрасли права), осуществляемое федеральной властью (уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство, гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство, правовое регулирование интеллектуальной собственности; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование; федеральное коллизионное право).

В Конституции не употребляется термин “исключительное” ведение Федерации. Но содержание вопросов ст.71 позволяет их рассматривать как раскрывающие содержание суверенитета Российской Федерации, провозглашенного в ч.1 ст.4 Конституции.

Сам факт их перечисления в Конституции, объективная необходимость решения вопросов такого содержания на общегосударственном (в данном случае – на федеральном) уровне и, наконец, положение ч.1 ст.76 позволяют их оценивать как предметы ведения и полномочия, составляющие исключительную компетенцию Федерации.

Об исключительности здесь говорится в том смысле, что это предметы ведения только Федерации. Правда это не означает, что субъекты Федерации не могут участвовать в решении этих вопросов, например, посредством законодательной инициативы (ст.104 Конституции) или через своих представителей в Совете Федерации.

Наконец, отдельные полномочия, связанные с решением этих вопросов, могут передаваться субъектам Федерации на основании федеральных законов по договорам между органами власти Федерации и субъектов, но при этом предметы ведения должны оставаться предметами ведения Федерации.

Исключительные полномочия Федерации предусмотрены не только в ст.71, но и ряде других статей Конституции. Например, только федеральным законом могут определяться случаи проникновения в жилище против воли проживающих в нем лиц (ст.25), условия и порядок пользования землей (ч.3 ст.

36), и вообще права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом (ст.55). Однако содержание названных статей не выходит за пределы положения п.”в” ст.71, относящего к исключительной компетенции Федерации регулирование и защиту прав и свобод человека и гражданина.

Основания и порядок прекращения или приостановления полномочий судей (ст.121), случаи, когда обвиняемый имеет право на рассмотрение его дела судом присяжных (ч.4 ст.123), тоже устанавливаются только федеральным законом. Но и эти статьи Конституции лишь конкретизируют положение п.”о” ст.71.

Во всех этих статьях Конституции подчеркивается не столько то, что названные вопросы относятся к исключительной компетенции Федерации (это уже вытекает из ст.71), сколько то, что они решаются федеральным законом, а не иным федеральным нормативным актом (естественно, и не актами субъектов Федерации).

Таким образом, Конституция РФ содержит закрытый перечень вопросов исключительной компетенции Федерации.

Процесс осуществления этой исключительной компетенции может происходить двояко – путем федерального законодательного регулирования и управления. Однако Конституция не относит исполнительную деятельность по вопросам ст.71 к исключительным полномочиям Федерации, т.е.

законы, принимаемые по вопросам ст.71 исполняются как федеральными, так и иными органами исполнительной власти. Более того, по вопросам ст.

71 федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации действуют как единая система исполнительной власти в Российской Федерации (ч.2 ст.77 Конституции).

Естественно, органы исполнительной власти субъектов Федерации не могут заниматься управлением федеральной государственной собственностью (п.”д” ст.71) и другими сферами отношений, названными в ст.71, имманентно предполагающими исключительно федеральное управление.

Ч.1 ст.76 Конституции четко определяет, что по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории России.

Вместе с тем в Конституции, в отличие от Федеративного договора, нет прямого запрета субъектам Федерации принимать правовые акты по данным вопросам. Более того, формулировка ч.5 ст.76 предполагает, что нормативные акты субъектов Федерации могут так или иначе затрагивать вопросы ст.

71, причем из этой формулировки вытекает, что акты субъектов Федерации, принятые по вопросам ст.71, не будут действовать лишь тогда, когда они противоречат федеральному закону. Налицо противоречие этой формулировки положению ч.1 ст.

76, которое недвусмысленно устанавливает исходные исключительные законодательные полномочия Федерации по предметам ст.71, в то время как ч.5 ст.76 сформулирована так, как будто ст.71 перечисляет вопросы конкурирующей компетенции.

Естественно, субъекты Федерации могут на основании федерального закона осуществлять делегированные полномочия по вопросам ст.71. Но они не вправе регулировать эти вопросы без специального на то уполномочивания (федеральным законом); при отсутствии федерального закона по этим вопросам, у них не может возникнуть, например, состояния законодательной необходимости, поскольку это вопросы не их ведения.

Соответственно и любые договоры, заключаемые федеральными органами исполнительной власти с органами субъектов Федерации, относящие вопросы ст.

71 к компетенции субъектов Федерации (в частности, совместное ведение тоже означает осуществление компетенции субъектов Федерации), противоречат Конституции РФ уже по той причине, что они заключаются не на основании федеральных законов о передаче конкретным субъектам конкретных полномочий по вопросам ст.71, в то время как ч.1 ст.76 однозначно требует участия федерального законодателя в любом случае регулирования этих вопросов (см. 1.4.3.).

Конечно, ч.1 ст.76 не исключает издания подзаконных федеральных актов по вопросам ст.71. Но, во-первых, они должны издаваться на основании и во исполнение федеральных законов.

Во-вторых, если при отсутствии соответствующих федеральных законов издаются указы Президента РФ, то эти указы не могут передавать вопросы исключительной компетенции Федерации в ведение субъектов Федерации.

Ибо неподзаконные указы Президента оправданы лишь в безотлагательных случаях законодательной необходимости, т.е.

в случаях необходимости законодательно урегулировать вопрос, а не в случаях непреодолимого желания Президента отказаться от имени Федерации от законодательного регулирования на федеральном уровне вопросов, которые Конституция относит к исключительной компетенции Федерации.

Практика же показывает, что договоры, в которых предметы ведения и полномочия, отнесенные федеральной Конституцией к ведению Российской Федерации, включаются в перечень предметов совместного ведения Федерации и субъектов и даже передаются в ведение субъектов, со стороны Федерации подписываются Президентом, а иногда даже Председателем Правительства, а официальный законодатель оказался исключенным из договорного процесса[220].

Источник: https://cyberpedia.su/11xb753.html

Предметы исключительного ведения Российской Федерации

К исключительной компетенции российской федерации относятся

Предметы ведения Российской Федерации – закреплённые в КРФ и положениями Федеративного договора – Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти суверенных республик в составе РФ, круг вопросов, исключительная прерогатива в решении которых принадлежит федеральным органам государственной власти.

В исключительном ведении РФ находятся основные вопросы регулирования и защиты прав человека, государственного строительства, регулирования экономики и социального развития, внешняя политика и внешнеэкономическая деятельность, оборона и охрана границ, создание правовой системы и системы правоохранительных органов, а также вопросы метеорологии, метрологии, бухгалтерского и статистического учета, государственных наград и почетных званий РФ.

По предметам исключительного ведения РФ принимаются ФКЗ, ФЗ, иные федеральные нормативные акты.

Указанные в статье 71 Конституции РФ предметы ведения РФ могут быть изменены только с соблюдением процедур, установленных федеральным законом для внесения поправок в Конституцию РФ.

По предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ.

Кроме того, реализуя исключительную компетенцию, федеральные органы государственной власти вправе принимать и иные акты: указы Президента, постановления Правительства, акты федеральных органов исполнительной власти.

Предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Предметы ведения субъектов Российской Федерации.

Предметы совместного ведения — закрепленный в Конституции круг вопросов, в решении которых могут принимать участие органы государственной власти РФ и ее субъектов. П.с.в.

— это сфера общественных отношений, регулирование которых отнесено Конституцией РФ и к компетенции РФ, и к компетенции субъектов РФ.

К совместному ведению РФ и ее субъектов Конституция относит те вопросы, по которым Федерация и ее субъекты координируют свои усилия и солидарно несут ответственность за состояние дел.

«Ст.72: В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:

а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

г) разграничение государственной собственности;

д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;

м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.»

Федеральное законодательство по вопросам совместного ведения осуществляется на основе обязательного информирования субъектов о намерениях Федерации. Последняя должна в силу Федеративного договора присылать проекты законов в субъекты РФ.

Предметы исключительного ведения субъектов РФ.

Конституция РФ в данном случае исходит из того, что субъекты РФ вправе иметь предметы исключительного ведения, что призвано обеспечить право на самостоятельное осуществление государственно-властной деятельности по предметам исключительного ведения субъекта Российской Федерации с учетом требований статьи 73 Конституции Российской Федерации. Объем и характер таких полномочий определяется в конституциях республик, уставах других субъектов Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации.

К ведению субъектов Российской Федерации относится определение политики и программ в области государственного, экономического, культурного, экологического и национального развития субъекта Российской Федерации.

Так же:

– республики принимают свои конституции, др.

субъекты уставы, вносят в них изменения и дополнения, осуществляют контроль за соблюдением конституционных предписаний; – решают вопросы, связанные с наименованием, переименованием субъекта РФ; – устанавливают систему законодательных, исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, определяют порядок их формирования и деятельности, исходя из общих принципов, закрепленных в Конституции Российской Федерации и федеральных законах; – формируют законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации; утверждают представленную Президентом РФ кандидатуру на должность высшего должностного лица субъекта РФ; – устанавливают порядок управления и обеспечивают управление учреждениями и организациями, находящимися в подчинении субъекта Российской Федерации, определяют их структуру, устанавливают их правовое положение и компетенцию в соответствии с требованиями федеральных законов; – обеспечивают правовое и иное обеспечение организации и деятельности местного самоуправления; – разрешают вопросы административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации.

Государственная символика Российской Федерации.

Государственные символы РФ – это специальные обозначения России, являющиеся средством официального представительства РФ во внешних и внутренних отношениях, в силу чего они особо охраняются законодательством.

Государственными символами РФ являются: 1) Государственный герб РФ; 2) Государственный флаг РФ; 3) Государственный гимн РФ.

Государственные символы РФ обеспечивают представительство РФ внутри страны и в иных странах мира и выражают наличие суверенитета у РФ.

Они подлежат особой государственной охране, поэтому запрещается и преследуется по закону: 1) надругательство над государственными символами РФ в какой бы то ни было форме (например, публичное уничтожение флага РФ, искажение гимна РФ либо осмеяние и издевательство над гербом РФ); 2) использование государственных символов с нарушением порядка, установленного федеральным законодательством.

Государственные герб РФ, флаг РФ и гимн РФ – официальные государственные символы РФ, выраженные соответственно посредством графического изображения, цветовой гаммы на полотне ткани и посредством музыки и текста. Их формы выражения устанавливаются федеральными конституционными законами.

Официальные государственные символы российского государства могут использоваться субъектами РФ, различными организациями РФ для фирменного или отличительного обозначения только на основании соответствующего разрешения РФ и в установленных законодательством формах.

Государственные символы РФ должны находиться (размещаться) в органах и учреждениях РФ, установленных законами о государственных символах России.

Субъекты РФ, муниципальные образования, общественные объединения, предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности вправе иметь собственные гербы (геральдические знаки), но эти гербы не должны быть идентичны Государственному гербу РФ.

Государственный герб не может быть использован в качестве геральдической основы гербов субъектов РФ, муниципальных образований, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций.



Источник: https://infopedia.su/6x712c.html

ЕГЭ. Обществознание. Конституция РФ. Статьи 71-72. Разграничение полномочий РФ и субъектов РФ. |

К исключительной компетенции российской федерации относятся

В заданиях ЕГЭ часто бывают вопросы, связанные с разграничением полномочий между РФ и её субъектами. Статьи 71 и 72 Конституции РФ посвящены тому, что находится в ведении РФ, а что в совместном ведении с субъектами. Вспомним эти статьи, на ряде примеров посмотрим, как выполнять задания , связанные с данной темой.

а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;

в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;

д) федеральная государственная собственность и управление ею;

е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;

ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;

к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;

л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;

м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

о) судоустройство; прокуратура; уголовное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское законодательство; процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности*(13);

п) федеральное коллизионное право;

р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;

с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;

т) федеральная государственная служба.

Статья 72.В совместном ведении РФ и субъектов РФ находятся:

а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

г) разграничение государственной собственности;

д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;

м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

  1. Положения настоящей статьи в равной мере распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа.

Как легко запомнить данный материал?

Помните, что есть вопросы ,которые могут находиться только в ведении РФ. Среди них наиболее важные:

  • Изменение Конституции РФ
  • Конституционные и федеральные законы
  • Правовые основы всех сторон жизни общества
  • Оборона страны
  • Денежная система
  • Границы субъектов РФ
  • Государственные награды РФ и другие.

В совместном же ведение находятся те вопросы, которые должны решаться конкретно на местах, с учётом местных проблем,  но с опорой на федеральные законы.

Среди них наиболее важные:

  • Владение собственностью, ресурсами, находящимися на территории субъектов
  • Образование, здравоохранение, спорт. культура
  • Организация органов государственной власти и местного самоуправления и др.

Подсказка: в совместном ведении находятся те вопросы, которые должны решаться именно на местах, но с опорой на федеральные законы.

Пример № 1

Установите со­от­вет­ствие между во­про­са­ми и субъ­ек­та­ми вла­сти РФ, к ве­де­нию ко­то­рых они относятся: к каж­до­му элементу, дан­но­му в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щий эле­мент из вто­ро­го столбца.

ВОПРОСЫСУБЪЕКТЫ ВЛА­СТИ РФ
А) судоустройствоБ) фе­де­раль­ные на­ло­ги и сборыВ) обо­ро­на и безопасностьГ) раз­гра­ни­че­ние го­су­дар­ствен­ной собственностиД) адвокатура, нотариат1) толь­ко фе­де­раль­ный центр2) фе­де­раль­ный центр и субъ­ек­ты РФ

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

Пример № 2

Установите со­от­вет­ствие между во­про­са­ми и субъ­ек­та­ми вла­сти РФ, к ве­де­нию ко­то­рых они относятся: к каж­до­му элементу, дан­но­му в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щий эле­мент из вто­ро­го столбца.

ВОПРОСЫУровни предметов ведения
A) природопользование, охра­на окру­жа­ю­щей средыБ) кадры су­деб­ных и пра­во­охра­ни­тель­ных органовB) внешняя по­ли­ти­ка и меж­ду­на­род­ные от­но­ше­ния РФГ) де­неж­ная эмиссияД) осу­ществ­ле­ние мер по борь­бе с катастрофами, сти­хий­ны­ми бедствиями1) ведение РФ2) совместное ве­де­ние РФ и субъ­ек­тов Федерации

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

Пример № 3

Установите со­от­вет­ствие между во­про­са­ми и субъ­ек­та­ми вла­сти РФ, к ве­де­нию ко­то­рых они относятся: к каж­до­му элементу, дан­но­му в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щий эле­мент из вто­ро­го столбца.

ВОПРОСЫСУБЪЕКТЫ ВЛА­СТИ РФ
A) вопросы владения, поль­зо­ва­ния и рас­по­ря­же­ния землей, недрами, вод­ны­ми и дру­ги­ми при­род­ны­ми ресурсамиБ) уста­нов­ле­ние общих прин­ци­пов на­ло­го­об­ло­же­ния и сбо­ров в Рос­сий­ской ФедерацииB) установление пра­во­вых основ еди­но­го рынкаГ) уста­нов­ле­ние общих прин­ци­пов ор­га­ни­за­ции си­сте­мы ор­га­новД) опре­де­ле­ние по­ряд­ка про­да­жи и по­куп­ки оружия, боеприпасов, во­ен­ной техники1) ведение РФ2) совместное ве­де­ние РФ и субъ­ек­тов Федерации

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

Пример № 4

Установите со­от­вет­ствие между во­про­са­ми и субъ­ек­та­ми вла­сти РФ, к ве­де­нию ко­то­рых они относятся: к каж­до­му элементу, дан­но­му в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щий эле­мент из вто­ро­го столбца.

ВОПРОСЫСУБЪЕКТЫ ВЛА­СТИ РФ
A) защита семьи, материнства, от­цов­ства и детстваБ) опре­де­ле­ние ста­ту­са и за­щи­та го­су­дар­ствен­ной границы, тер­ри­то­ри­аль­но­го моря, воз­душ­но­го пространстваB) финансовое, валютное, кредитное, та­мо­жен­ное регулированиеГ) раз­гра­ни­че­ние го­су­дар­ствен­ной собственностиД) со­ци­аль­ное обеспечение1) ведение РФ2) совместное ве­де­ние РФ и субъ­ек­тов Федерации

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

Пример № 5

Установите со­от­вет­ствие между во­про­са­ми и субъ­ек­та­ми вла­сти РФ, к ве­де­нию ко­то­рых они относятся: к каж­до­му элементу, дан­но­му в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щий эле­мент из вто­ро­го столбца.

ВОПРОСЫСУБЪЕКТЫ ВЛА­СТИ РФ
A) управление фе­де­раль­ной го­су­дар­ствен­ной собственностьюБ) уста­нов­ле­ние пра­во­вых основ еди­но­го рынкаB) вопросы владения, поль­зо­ва­ния и рас­по­ря­же­ния землей, недрами, вод­ны­ми и дру­ги­ми при­род­ны­ми ресурсамиГ) осу­ществ­ле­ние мер по борь­бе с катастрофами, сти­хий­ны­ми бедствиями, эпидемиями, лик­ви­да­ция их последствийД) обо­ро­на и безопасность1) ведение РФ2) совместное ве­де­ние РФ и субъ­ек­тов Федерации

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Источник: http://obschestvoznanie-ege.ru/%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%82%D1%83%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F/%D0%B5%D0%B3%D1%8D-%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%82%D1%83%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D1%80%D1%84-%D1%81%D1%82/

Компетенция Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Разграниче-ние компетенции в Российской Федерации

К исключительной компетенции российской федерации относятся

Компетенция – это определяемый Конституцией или законом объем полномочий гос. органа или должностного лица, за рамки которого они не могут выходить за рамки своей компетенции.

Определяется через предметы ведения и полномочия. Предмет ведения – это сфера общественных отношений, регулирование которого отнесено нормативными актами компетенции данного органа.

Полномочия – это права и обязанности органов гос. власти. Компетенция делится на 3 вида:

1. федеративная компетенция. ст 71. В ведении Российской Федерации находятся:

а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;

в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;

д) федеральная государственная собственность и управление ею;

е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;

ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;

к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;

л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;

м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

о) судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;

п) федеральное коллизионное право;

р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;

с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;

т) федеральная государственная служба.

2. совместная компетенция. ст. 72. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:

а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

г) разграничение государственной собственности;

д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;

м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

2. Положения настоящей статьи в равной мере распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа.

3. компетенция субъекта РФ

Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

Федеративная компетенция регулируется ФЗ, ФКЗ, указами Президента, постановлениями Правительства, Конституциями. В совместной – федеративной, ФЗ определяются общие принципы правового регулирования. Собственная – Уставом.

Источник: https://studopedia.ru/8_46721_kompetentsiya-rossiyskoy-federatsii-i-sub-ektov-rossiyskoy-federatsii-razgraniche-nie-kompetentsii-v-rossiyskoy-federatsii.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.