Исполнительное производство гпк

Содержание

Что такое исполнительное производство — основные положения Закона №ФЗ-229: изменения, редакция

Исполнительное производство гпк

Исполнительное производство (далее – ИП) – это способ практического исполнения решений, принятых судами или другими уполномоченными органами.

Такие решения касаются конфликтных ситуаций имущественного характера между физическими и юридическими лицами. А действия, направленные на реализацию законных претензий, носят характер принудительный.

Правовое обеспечение этого процесса регламентировано ФЗ «Об исполнительном производстве».

Суть ФЗ 229 «Об исполнительном производстве»

Федеральный закон «Об исполнительном производстве», действующая редакция которого дополнена положениями   ФЗ-116 2020 года, содержит предписания для всех участников ИП.  Структура документа представлена 130 статьями, которые объединены в 19 глав.

Часть 1 229 ФЗ определяет задачи ИП, как исчерпывающее и правовое исполнение мероприятий по защите законных интересов и конституционных свобод граждан России, различных организаций, обеспечение реализации международных договоров РФ, восстановление нарушенных прав. Принципы, на которых строится исполнительное производство, конституционны.

Основные положения закона

Понимание механизмов работы ФЗ-229 необходимо начинать с уяснения основных положений этого нормативно-правового акта.

Что такое исполнительское производство

Трактовка термина ИП прямо указывает на принудительное, непосредственное исполнение определенных судом или иными правовыми актами предписаний и требований в определенный законом срок. К производству подлежат:

  • определения судебных актов;
  • решения должностных лиц или уполномоченных органов;
  • требования иных документов, подпадающих под юрисдикцию этого закона.

ИП оканчивается либо при полном фактическом удовлетворении взыскателя. Это может произойти и по истечении отведенного срока (60 суток) либо из-за фактической невозможности взыскания:

  • смерть должника при отсутствии наследников;
  • полное отсутствие имущества на которое может быть наложено взыскание;
  • безвестное отсутствие должника (до момента его обнаружения либо выявления принадлежащих ему средств).

ИП может быть приостановлено с последующим возобновлением при выявлении уточняющих обстоятельств, влияющих на принятие решения.

Формой исполнительного производства может быть воздержание от каких-либо действий, если такое бездействие осуществляется с целью удовлетворения притязаний лица, интересы которого защищаются в конкретном случае.

Механизм и участники ИП

Субъектами ИП выступают связанные между собой должник, на которого направлено взыскание, и взыскатель: прежде всего, документом, подлежащим исполнению. Это исполнительный лист: он и есть объект ИП.

Этот документ вступает в законную силу исключительно после решения суда.

В тех случаях, когда должник без какого-либо принуждения самостоятельно погасил свои обязательства в отношении взыскателя, производство не возбуждается.

На территории Российской Федерации принудительное исполнение в рамках ФЗ-229 реализуют судебные приставы. Они являются государственными служащими –  должностными лицами ФССП, а круг их полномочий определен ФЗ-118 «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» (в редакции 2019 года).

К объектам исполнения относят то, на что направлено правовприменение. Первая большая группа – это судебные акты. Она включает постановления судов общей юрисдикции арбитражных судов. Под термином «судебные акты» закон подразумевает все виды приказов, определений, решений, определенных ч. 1 ст. 15 АПК, ч. 1 ст. 16 КАС, ч. 1 ст. 13 ГПК России.

К исполнению в принудительном порядке относят документы, по которым предусмотрено изъятие у должника и передача заинтересованным лицам (гражданам, бюджетам или организациям) какого-либо имущества или денег.

Акты третейских судов исполняются лишь том случае, если в порядке ст. 240 АПК и ст. 427 ГПК вынесено определение о выдаче исполнительного листа. К актам иных уполномоченных органов и должностных лиц относят, к примеру, решения ГИБДД, налоговой службы, нотариальные свидетельства.

В соответствии со ст. 48 ФЗ-229 участниками ИП выступают взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель, и лица, привлеченные к исполнению: переводчики, эксперты, понятые и т. д.

Повестки, вызовы, извещения

Порядок информирования должника определен в ст. 24 ФЗ-229. Статья содержит указания на способы уведомления о возбуждении ИП, о месте и способе проведения действий. Могут быть использованы телефонограммы, повестки с требованием явиться к судебному приставу, смс-информирование, заказные письма и прочие способы.

Если ИП требует немедленных действий, например, блокировки и ареста денежных счетов, то должник не уведомляется о таких решениях.

Часть 3 ст. 24 указывает на то, что уведомления направляются по адресам, указанным в исполнительном документе. Это может быть место проживания, учебы или работы, личный кабинет на портале Госуслуг РФ (при наличии такового).

Лица, участвующие в ИП, могут указывать удобную для них форму оповещения и адреса по которым приставы проводят информирование.

Меры принудительного исполнения

Мерам, направленным на принуждение должника к исполнению законных требований пристава-исполнителя, в ФЗ-229 посвящена гл. 7. Все действия, которые уполномоченное лицо ФССП проводит с целью получения с должника имущественного (в т. ч. денежного) или неимущественного удовлетворения, перечислены в ст. 68 ФЗ-229.

Понятие меры выступают общим по отношению к понятию «действие». Исполнительные действия вытекают из той меры, которая подлежит исполнению (перечислены в ч. 3 ст. 68 в ст. ФЗ-229).

К ним относятся:

  • взыскания, обращенные на имущество либо финансы должника;
  • принудительное выселение или вселение в жилые помещения;
  • принудительное выселение из нежилых помещений;
  • выдворение за пределы Российской Федерации, арест имущества и счетов в КФУ.

Этот список не является исчерпывающим. Положения статьи позволяют применять иные меры, не вступающие в противоречие с конституционными правами.

Любые ограничения, накладываемые на должника с целью понуждения его к возврату средств и исполнению постановлений суда, судебный пристав соотносит с положениями ч. 3 ст. 55 Конституции.

Ограничения могут накладываться лишь в той мере, которая не нарушает базовые принципы государственного строя и не противоречит положениям Основного закона страны.

Практика взысканий выделила косвенные меры принуждения. Они не направлены непосредственно на исполнение акта, а воздействуют на личность должника и служат для побуждения к самостоятельному исполнению судебного акта. К таким мерам относят временный запрет на выезд за пределы страны, лишение права управлять автотранспортным средством, заниматься врачебной или педагогической практикой и т. д.

Еще одной косвенной мерой принуждения выступает арест в порядке ч. 1 ст. 20.25, ч. 5 ст. 32.2 КоАП на срок до 15 суток либо штраф не менее 1000 рублей, либо выполнение до 50 часов общественных работ.

Как происходит взыскание на зарплату и другие доходы

Ст. 98 ФЗ-229 определяет три случая, которые позволяют обратить взыскание на деньги (получаемые в качестве оплаты труда или являющиеся иными доходами: пенсией, социальными пособиями, гонорарами, премиями, дивидендами и т. д):

  1. В исполнительном документе прямо указано на то, что взыскание направлено на периодические платежи, получаемые должником.
  2. Если требуется взыскать сумму, не превышающую 10 тыс. рублей.
  3. У должника нет средств или имущества, позволяющего погасить долг в полном объеме.

Закон определяет, что удерживаться может не более 50% от заработной платы (с учетом обязательного вычета НДФЛ). Если взыскание накладывается с целью выплат алиментов, то суммы исчисляются в такой пропорции:

  • на 1 ребенка – 25%;
  • на двоих – 33,3%;
  • на троих – 50% от заработка должника.

На практике случаются случаи, когда происходит удержание по двум исполнительным листам одновременно.

Такие удержания входят в мероприятия ИП. Пристав указывает срок для добровольного выполнения требований должника, не превышающий 5 суток с момента вручения уведомления.

Работодатель или иные лица, выплачивающие ответчику зарплату или какие-либо иные представляющие доход платежи, с момента получения исполнительного листа обязаны перечислять указанные в нем суммы в пользу взыскателя. Закон отводит на выполнение таких действий три дня с момента регулярной выплаты (например, получения должником причитающейся ему заработной платы).

Работодатель перечисляет такие средства либо до момента полного погашения задолженности, либо до момента прекращения трудового соглашения. Но если взыскание накладывается на выплаты по месту учебы или жительства, то уполномоченное лицо удерживает и перечисляет причитающиеся суммы до момента фактического погашения долга или смены места учебы (места жительства) должника.

В момент прекращения удержаний такое лицо обязано вернуть исполнительный лист в ФССП с пометками:

  • о причинах прекращения удержаний;
  • удержанных суммах с пометками, куда были средства перечислены.

Указывают и остаток задолженности.

Взыскание и реализация имущества должника

Федеральный закон «Об исполнительном производстве» в ч. 1 ст. 68 учитывает принудительные меры по изъятию имущества, принадлежащего должнику, и продажу арестованного — с целью погашения долга или выплаты иных сумм, причитающихся взыскателю.

Статья 446 ГПК РФ содержит перечень имущества, на которое не может быть обращено взыскание. В практике такие случаи употребляют под термином «иммунитет на взыскание»

Первым этапом такого взыскания выступает арест. Суть этого понятия раскрыта ст. 51 ФЗ-229. Приоритетом к изъятию выступают денежные средства, кроме случаев, когда исполнительный документ прямо указывает на имущество. Согласно ст. 69 закона такое имущество может не только реализовываться с целью получения прибыли, но и просто передаваться взыскателю в собственность.

Во исполнение ст. 87 ФЗ-229 и п. 1. «Положения №432-2208 о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» продажа арестованного имущества осуществляете именно этим органом. Излишки средств, оставшиеся после реализации, возвращаются в собственность должника.

Исполнение неимущественных требований

Под неимущественными требованиями закон подразумевает позиции, перечисленные в ст. 106-109 ФЗ-229. Например, восстановление на прежнем месте работы или определение порядка общения с ребенком после развода родителей.

При реализации неимущественных требований допустим арест имущества, но не как способ получения средств для погашения взыскания, а как мера понуждения должника к самостоятельным действиям по воздержанию от определенных действий.

Обжалование постановлений о взыскании

Порядок обжалования действий судебных приставов-исполнителей определен в гл. 18 ФЗ-229. Закон для ее подачи определяет десятидневный срок с момента вынесения исполнительного постановления, выявления факта противоправного или спорного действия (бездействия) или немотивированного отказа в отводе.

Жалобы подаются согласно территориальности ФССП и в порядке подчиненности. Физическое или юридическое лицо, подавшее жалобу, имеет право отозвать ее в трехдневный срок с момента подачи, не дожидаясь принятия решения по существу вопроса.

Поданная жалоба рассматривается в десятидневный срок, а при необходимости изучения дополнительных материалов или судебного разбирательства срок ее рассмотрения увеличивается. Для получения и рассмотрения дополнительных документов по сути жалобы закон отводит не более 10 дней.

Нюансы обращения взыскания в отношении организаций-должников

В течение 3 суток с момента поступления к нему исполнительного документа судебный пристав обязан принять решение об отказе либо о возбуждении ИП. К этому сроку ФССП добавляет еще 5 дней на добровольное погашение взыскания. Здесь подразумеваются рабочие дни.

Если в течение этого времени юридическое лицо, выступающее должником, не исполняет требования по взысканию, в отношении такой организации применяют дополнительные санкции в виде требований по уплате исполнительно сбора.

Размер сбора составляет 7% от суммы взыскания, но не менее 10 тыс. рублей. Если предметом взыскания выступает сумма не менее 2 млн. 250 тыс. рублей, судебный пристав под личную роспись предупреждает руководителя организации-должника об уголовной ответственности в порядке ст. 177 УК РФ.

Для использования в ИП судебный пристав-исполнитель имеет право направить официальные запросы о состоянии счетов должника и оценочной стоимости принадлежащего ему имущества в Росреестр, налоговую службу, ГИБДД, Гостехнадзор.

ФНС в течение недели обязана предоставить сведения о том, в каких КФУ обслуживается организация-должник и какие номера имеют ее расчетные счета.

При применении исполнительных мер аресту в первую очередь подлежит то имущество, которое непосредственно не участвует в производственном цикле.

Последние редакции закона

ФЗ 229 «Об исполнительном производстве» с изменениями на 2020 год имеет существенные поправки в ст. 67 и более ранние, в ст. 9 и 23.

Новая редакция закона определяет суммы долга, которые являются основанием к запрету на выезд из России. В случае невыплаты алиментов это 10 тыс. рублей, в иных случаях – 30 тыс.

В марте 2018 года были внесены изменения в гл. 5 ФЗ «Об исполнительном производстве». Согласно правкам, ИП прекращают при установлении факта безнадежности взысканий, направленных на погашения долга в бюджеты.

Февральские правки 2019 года обязали лиц, начисляющих должнику обязательные периодические платежи, указывать в расчетном листе сумму удержанных взысканий.

На основании ч. 6 ст. 81 в том случае, если у должника нет средств на погашение долга, расчетные операции по его счетам приостанавливаются.

Источник: https://bankrotof.net/ispolnitelnoe-proizvodstvo/zakon/fz-ob-ispolnitelnom-proizvodstve-obshchie-svedeniya/

Исполнительное производство: понятие и порядок возбуждения

Исполнительное производство гпк

Вступивший в законную силу (а в случаях обращения к немед­ленному исполнению — и не вступивший в законную силу) судеб­ный акт должен быть исполнен обязанным лицом — должником.

Если судебный акт не исполняется добровольно, лицо, в пользу которого он вынесен, вправе обратиться в суд с заявлением о вы­даче исполнительного документа на принудительное исполнение.

Принудительное исполнение судебных актов и актов иных органов осуществляется в порядке исполнительного производства.

Исполнительное производство является составной частью ме­ханизма защиты гражданского права и заключительным этапом (стадией) его реализации. Оно имеет цель, субъектный состав, объект, содержание, основания возбуждения и завершения.

Исполнительное производство — это последняя, завершающая стадия гражданского процесса, которой приводится в исполнение решение суда по делу. Процесс по защите права не оканчивается вынесением решения и вступления его в законную силу, а продолжается в форме исполнительного производства, образующего самостоятельную стадию процесса.

Ряд ученых выделяет исполнительное производство в отдельную стадию (см., напр., Мохов А.А., Воронцова И.В., Семёнова С.Ю. Гражданский процесс (гражданское процессуальное право) России: учебник / отв. ред. А.А. Мохов. – М.: ООО “ЮРИДИЧЕСКАЯ ФИРМА КОНТРАКТ”, 2017).

Однако существует мнение, что исполнительное производство как самостоятельная стадия существовало по ранее действовавшему процессуальному законодательству.

А в связи с реформированием порядка исполнения судебных решений, принятием Закона об исполнительном производстве и Закона о судебных приставах, а затем и поправок в ГПК исполнительное производство как самостоятельная стадия гражданского процесса существовать перестала.

https://www.youtube.com/watch?v=2UbPmfd-Tlg

Тем не менее, тесная связь между гражданским процессуальным и гражданским исполнительным правом сохраняется. Исполнительное производство является продолжением процессуальной формы защиты субъективных интересов.

Вопросы исполнительного производства, отнесённые к компетенции судов, разрешаются в соответствии:

  1. с разделом VII ГПК РФ, регулирующим производство, связанное с исполнением судебных постановлений и постановлений иных органов,
  2. с разделом VIII КАС РФ, регулирующим рассмотрение процессуальных вопросов, связанных с исполнением судебных актов по административным делам и разрешаемых судами общей юрисдикции,
  3. с разделом VII АПК РФ, регламентирующим производство по делам, связанным с исполнением судебных актов арбитражных судов.

См. также Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 | “О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства”.

Исполнительное производство представляет собой установ­ленный законом порядок принудительной реализации судебных актов и актов иных органов, имеющий своей целью обеспечение реальной защиты нарушенных или оспоренных субъективных материальных прав или охраняемых законом интересов посредством использо­вания механизмов государственного принуждения.

Исполнение судебных актов состоит в принуждении ответчика (должника) к совершению действий, предусмотренных судебным актом (передача имущества, уплата денег и т.д.).

Принудительному исполнению по правилам, установленным за­конодательством об исполнительном производстве, и в соответствии с исполнительными документами, подлежат лишь решения о присуждении (исполнительные решения), выносимые по искам о присуждении (о взыскании с ответчика определенных денежных сумм, о выселении, о присуждении ответчика к со­вершению определенных действий и т.п.). По таким решениям истцу выдается исполнительный лист, который он предъявляет к исполнению судебному приставу-исполнителю.

Правила, регулирующие исполнительное производство, носят универсальный характер, обеспечивая принудительную реали­зацию субъективного материального права или интереса и в тех случаях, когда вопрос об их защите являлся предметом несудебных юрисдикционных органов. Таким образом, исполнительное про­изводство обслуживает не только гражданское судопроизводство, но и другие ветви судебной системы Российской Федерации, на­пример, арбитражные суды, а также деятельность иных органов (нотариата, третейского суда и т.д.).

Федеральный закон «Об исполнительном производстве»

Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ является основным нормативным актом, детально регламентирующим отношения, возникающие при принудитель­ном исполнении судебных актов и актов других органов.

Закон определяет органы принудительного исполнения, иные органы и организации, исполняющие требования судебных актов и актов других органов, а также лиц, участвующих в исполнительном производстве, устанавливает перечень исполнительных докумен­тов, требования, предъявляемые к ним, и правовые последствия нарушения этих требований, меры принудительного исполнения и основания их применения, четко регламентирует порядок возбуждения, приостановления, прекращения и окончания ис­полнительного производства, место, время и сроки совершения исполнительных действий, сроки предъявления исполнительных документов к исполнению и порядок их восстановления.

Важно отметить, что Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» регламентирует по­рядок принудительного исполнения не только актов судов общей юрисдикции, но также актов иных органов.

Цели и задачи исполнительного производства указаны в ст. 2 Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ “Об исполнительном производстве”.

Цели исполнительного производства:

  • защита нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций;
  • обеспечение исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.

Задача исполнительного производства:

  • правильное и своевременное исполнение судебных акты, актов других органов и должностных лиц и иных исполнительных документов в случаях, предусмотренных законом.

Принципы исполнительного производства (ст. 4 ФЗ):

  1. законности;
  2. своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения;
  3. уважения чести и достоинства гражданина;
  4. неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи;
  5. соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

Не подлежат принудительному исполнению:

  1. Решения, выносимые по искам о признании (установительные решения), они констатируют наличие или отсутствие правоотношения и реали­зуются в зависимости от волеизъявления заинтересованных лиц государственными и иными органами и должностными лицами; копия установительного решения служит основанием для регистрации или оформления соответ­ствующих фактов, правоотношений.
  2. Решения по делам особого производства, а также ре­шения по ряду категорий дел, возникающих из административно-правовых (публично-правовых) отношений (например, решения суда об оспаривании гражданином решения, действия (бездей­ствия) органа государственной власти, органа местного самоуправ­ления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы).

Не­которые определения судов общей юрисдикции также подлежат ис­полнению по правилам, установленным законодательством об исполнительном производстве (например, определение суда об обеспечении иска приводится в исполнение немедленно в порядке, установленном для исполнения решений суда).

Возбуждение исполнительного производства

Ст. 30 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ “Об исполнительном производстве” устанавливает порядок возбуждения исполнительного производства.

Основания для возбуждения исполнительного производства:

  1. наличие исполнительного документа и заявления взыскателя;
  2. без заявления взыскателя, когда суд, другой орган или должностное лицо направляют исполнительный документ судебному приставу-исполнителю;
  3. без заявления взыскателя при вынесении в процессе принудительного исполнения исполнительного документа постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора.

Заявление подписывается взыскателем либо его представителем. Представитель прилагает к заявлению доверенность или иной документ, удостоверяющий его полномочия.

В заявлении могут содержаться

  • ходатайство о наложении ареста на имущество должника в целях обеспечения исполнения содержащихся в исполнительном документе требований об имущественных взысканиях, а также
  • ходатайство об установлении для должника ограничений, предусмотренных Федеральным законом;
  • известные взыскателю сведения о должнике.

К заявлению могут прилагаться, содержащие информацию о должнике, его имущественном положении и иные сведения, которые могут иметь значение для своевременного и полного исполнения требований исполнительного документа.

Исполнительный документ и заявление подаются взыскателем по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со статьей 33 Федерального закона.

Если взыскателю неизвестно, в каком подразделении судебных приставов должно быть возбуждено исполнительное производство, то он вправе направить исполнительный документ и заявление в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов (главному судебному приставу субъекта Российской Федерации) по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона. Главный судебный пристав субъекта Российской Федерации направляет указанные документы в соответствующее подразделение судебных приставов в 5-дн. срок со дня их получения, а если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению – в день их получения.

Заявление взыскателя и исполнительный документ передаются судебному приставу-исполнителю в 3-дн. срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов.

Судебный пристав-исполнитель в 3-дн. срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление

Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

О добровольном исполнении

Если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, то он после поступления в подразделение судебных приставов немедленно передается судебному приставу-исполнителю, чьи полномочия распространяются на территорию, где должно быть произведено исполнение, а в случае его отсутствия – другому судебному приставу-исполнителю. Решение о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель должен принять в течение одних суток с момента поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов.

Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель

Если в исполнительном документе указан срок исполнения, то срок для добровольного исполнения определяется в соответствии со сроком, указанным в исполнительном документе.

Если исполнительный документ предъявлен к исполнению по истечении срока исполнения, указанного в нем, то для добровольного исполнения устанавливается пятидневный срок, исчисляемый со дня возбуждения исполнительного производства.

После окончания основного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по вынесенным и неисполненным постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.

Отказ в возбуждении исполнительного производства

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/ispolnitelnoe-proizvodstvo-ponyatie-i-poryadok-vozbuzhdeniya

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.