Факт невозможности

Содержание

Верховный Суд РФ разъяснил: факт невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении лиц из числа детей-сирот в целях реализации права на льготное обеспечение жильем устанавливается вплоть до достижения ими возраста 23 лет

Факт невозможности

Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 17 января 2018 года № 69-АПГ17-12 признан недействующим пункт 8.

2 Порядка установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, иных лиц в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, утвержденного постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 25 января 2013 года № 21-п (приложение 1) (далее – Порядок).

В целях реализации Закона Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 9 июня 2009 года № 86-ОЗ «О дополнительных гарантиях и дополнительных мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усыновителей, приемных родителей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», было принято постановление Правительства ХМАО — Югры от 25 января 2013 года № 21-п «Об отдельных вопросах обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в ХМАО – Югре», которым утвержден вышеуказанный Порядок.

Пунктом 8.2 данного Порядка установлено, что факт невозможности проживания в жилом помещении устанавливается в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — на дату обращения в уполномоченный орган с заявлением, а для лиц из числа детей-сирот и детей-оставшихся без попечения родителей, и иных лиц — на дату их совершеннолетия.

Административный истец Рублева О.С. обратилась в Суд Ханты-Мансийского автономного округа с заявлением о признании недействующим пункта 8.2 данного Порядка, ссылаясь на противоречие оспариваемой нормы в указанной части положениям федерального законодательства. А именно данная норма противоречит требованиям действующего законодательства.

Решением Суда Ханты-Мансийского автономного округа от 23.08.2017 в удовлетворении административного искового заявления Рублевой О.С. отказано.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации рассмотрела апелляционную жалобу истца и пришла к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, исходя из следующего.

Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, урегулированы Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Из пункта 4 данной статьи следует, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из перечисленных в данном пункте обстоятельств, в том числе в связи с тем, что жилое помещение непригодно для постоянного проживания или оно не отвечает установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации.

Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации (пункт 5 статьи 8 приведенного Федерального закона).

В Ханты-Мансийском автономном округе — Югре отношения, связанные с обеспечением детей-сирот благоустроенными жилыми помещениями, урегулированы Законом Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 9 июня 2009 года № 86-ОЗ «О дополнительных гарантиях и дополнительных мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усыновителей, приемных родителей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (далее — Закон Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 9 июня 2009 года № 86-ОЗ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 5 названного Закона Ханты-Мансийского автономного округа — Югры порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, иных лиц в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается Правительством автономного округа.

Судом установлено, что во исполнение предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий, а также в целях реализации статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, статьи 5 Закона Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 9 июня 2009 года № 86-ОЗ Правительством Ханты-Мансийского автономного округа — Югры принято постановление от 25 января 2013 года № 21-п, которым утвержден Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, иных лиц в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются.

Согласно положениям Порядка, он определяет организацию работы уполномоченного органа местного самоуправления муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа — Югры по установлению факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и лиц из числа детей-сирот и достигли возраста 23 лет, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются.

Для установления факта невозможности проживания в жилом помещении законные представители детей-сирот в течение 30 календарных дней со дня достижения детьми возраста 14 лет или возникновения по достижении детьми возраста 14 лет обстоятельств, свидетельствующих о невозможности проживания в жилом помещении, представляют в уполномоченный орган заявление о признании факта невозможности проживания в жилом помещении с приложением документов, указанных в пункте 4 настоящего Порядка, подтверждающих обстоятельства.

Заявление могут также представить дети-сироты, лица из числа детей-сирот и иные лица, если их законные представители в установленном порядке с заявлением не обращались до достижения ими возраста 18 лет или указанные лица не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 года.

Оспариваемым пунктом 8.2 Порядка определено, что факт невозможности проживания в жилом помещении устанавливается в отношении детей-сирот — на дату обращения в уполномоченный орган с заявлением, а лиц из числа детей-сирот и иных лиц — на дату их совершеннолетия.

Согласно положениям статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся и лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых умерли оба или единственный родитель или они остались без попечения единственного или обоих родителей, когда находились в возрасте до 18 лет.

Как вышеуказанным Федеральным законом, так и законом Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 9 июня 2009 года № 86-ОЗ предусмотрено право указанных лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда в случае, если их проживание в ранее занимаемом жилом помещении невозможно.

С заявлением о предоставлении жилых помещений, кроме законных представителей лиц, перечисленных в вышеназванных нормативных правовых актах, вправе обратиться и сами дети-сироты, а также лица из их числа по достижении ими возраста 18 лет (статья 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ и пункт 3.3 статьи 5 Закона Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 9 июня 2009 года № 86-ОЗ) в случае, если они не были включены в список до достижения ими возраста 18 лет.

Указанные законы не содержат такого требования как установление факта невозможности проживания лиц из числа детей-сирот и иных лиц в ранее занимаемом жилом помещении именно на дату их совершеннолетия.

Соответственно, права и интересы детей-сирот, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не могут быть поставлены в зависимость от этого обстоятельства.

Пунктом 5 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ предусмотрено, что законодательством субъекта Российской Федерации определяется лишь порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, в ранее занимаемых жилых помещениях.

При этом Федеральным законом не предоставлено право субъекту Российской Федерации устанавливать какие-либо ограничения или условия, умаляющие права вышеуказанных лиц на получение жилого помещения.

В связи с чем предусмотренное в пункте 8.2 оспариваемого Порядка условие установления факта невозможности проживания в жилом помещении вышеперечисленных лиц на момент достижения ими совершеннолетнего возраста противоречит федеральному законодательству.

Таким образом, оспариваемая норма устанавливает дополнительные требования, снижая уровень правовых гарантий вышеперечисленных лиц.

Кроме того, вышеизложенное дает основания полагать о наличии в данном случае коррупциогенного фактора, предусмотренного подпунктом «а» пункта 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

— решение Суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 23 августа 2017 года отменить, принять по делу новое решение.

— признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 8.

2 Порядка установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, иных лиц в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, утвержденного постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 25 января 2013 года N 21-п «Об отдельных вопросах обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре», в той мере, в которой для лиц из числа детей-сирот и иных лиц определение факта невозможности проживания в жилом помещении устанавливается на дату их совершеннолетия.

Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 17.01.2018 г. № 69-АПГ17-12 размещено на нашем сайте в разделе «Судебная практика», подраздел «Решения высших судов».

Деятельность Центра по информированию о правовых позициях высших судов Российской Федерации осуществляется в рамках проекта «Эффективная юридическая помощь, защита прав и гарантия по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа», который реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Источник: http://souchastye.ru/verxovnyj-sud-rf-razyasnil-fakt-nevozmozhnosti-prozhivaniya-v-ranee-zanimaemom-zhilom-pomeshhenii-lic-iz-chisla-detej-sirot-v-celyax-realizacii-prava-na-lgotnoe-obespechenie-zhilem-ustanavlivaetsya-v/

Как признать невозможность проживания детей–сирот в занимаемом жилье?

Факт невозможности

В нашей главной статье, посвященной общим проблемам получения квартиры сиротами, мы уже упоминали о главных принципах выдачи такого жилья. Напомним их вкратце.

В соответствии с законодательством РФ дети–сироты имеют право на получение бесплатного жилья от государства. Однако данное право имеется не у всех сирот, а только у тех из них, которые соответствуют определенном критериям.

В частности, такие лица не должны иметь жилья в собственности, а так же занимать муниципальную квартиру.

Законодательство делает из этого правила одно исключение, а именно — даже при наличии такого жилья, сирота может претендовать на получение квартиры от государства, в случае, если будет признано, что проживание в занимаемой квартире невозможно.

Указанное правило содержится в ФЗ–№ 159.

Первое, что необходимо подчеркнуть, жилищное право — эта отрасль, которая регламентируется не только федеральными нормативами, но и актами субъектов РФ.

И законы или иные региональные акты не могут ухудшать положение лица, не могут умолять его прав; они могут только наделить дополнительным правом! Естественно, рассмотреть все нормативные акты всех субъектов России нет никакой возможности, поэтому мы остановимся на освящении данного вопроса в Москве.

Этап признания факта невозможности проживания в занимаемом жилье самый сложный во всей процедуру получения квартиры сиротами

Данное правоотношение в Москве урегулировано Законом г. Москвы N 61. Нужно отметить,что во многих случаях, этот закон дает больше гарантий и прав сиротам для получения жилья, нежели федеральное законодательство, а так же законодательство других регионов России.

Итак, для начала перечислим правовые основания, наличие хотя бы одного из которых необходимо для начала всей процедуры, а далее рассмотрим возможность подачи заявления, список всех необходимых документов, а так же порядок принятия решения государственными органами.

  1. Имеющаяся квартира признана аварийной или ветхой;
  2. Проживание с лицами, которые не являются членами одной семьи. Данное основание очень сложно в плане практической реализации, в связи с тем, что законодательство не выработало единообразного определения понятию «семья»;
  3. Площадь занимаемой квартиры меньше нормы предоставления. Это основание, предусмотренное московским законом, значительно расширяет возможности сирот на получения жилья т.к. федеральное законодательство говорит не о норме предоставления, а об учетной норме! Норма предоставления в Москве, как известно, равна 18 кв. м. на человека! Обратите внимание, что данное правило будет иметь силу, даже если уменьшение площади квартиры произошло в результате вселения самого сироты;
  4. Наличие у сироты одного из заболеваний, перечень которых указан ниже;
  5. Потеря права на занимаемую квартиру сиротой до достижения им 18 летнего возраста.
  6. Проживание в квартире со следующими лицами; Перечень:
    • Родителями, которых лишили родительских прав.
    • Усыновителями, в случае, если усыновление было отменено.
    • С хроническими алкоголиками или наркоманами.
    • Недееспособными или ограниченными в дееспособности.
    • С гражданами, которые болеют определенными болезнями (перечень указанных заболеваний). Этот же список заболеваний относится к четвертому правовому основанию!

Перечисленные выше основания указаны в п.6 ст.13 Закона г. Москвы N 61.

Мы ознакомились с правовыми основаниями, наличие хотя бы одного из которых обязательно, для того чтобы признать факт невозможности проживания в занимаемой квартире.

Сейчас же перечислим полный список документов, которые необходимо представить вместе с заявлением.

Необходимо иметь в виду, что перечень документов напрямую зависит от того, на какое из перечисленных выше оснований Вы ссылаетесь.

Важно отметить, что все предоставляемые документы можно подразделить на два вида:

  1. Документы, представить которые необходимо в обязательном порядке;
  2. Документы, представление которых необязательно, т.е., если заявитель их не представит,государственные органы должны будут получить их самостоятельно, посредством межведомственного информационного запроса;

Специалисты компании «Controversia» настоятельно рекомендуют при подаче заявления сразу собирать и подавать все документы, не надеясь на качество межведомственных запросов!

  1. Паспорт;
  2. Если заявление подается попечителем, соответственно паспорт попечителя, а так же документ подтверждающий законность попечительства (акт органа опеки);
  3. В случае, если основанием признания невозможности проживания является наличие указанного выше перечня заболеваний, необходимо представить медицинскую справку;
  4. Если сирота проживает с лицом, страдающим алкоголизмом или наркоманией, необходимо представить справку о постановке этого лица на наркологический учет;
  5. Если основанием признания является проживание сироты с лицами, которые не являются членами его семьи, то необходимо представить вступившее в силу решение суда. Состав семьи, в данном случае, будет определяться именно судебным решением;
  6. В том случае, если сирота проживает с лицом, который является недееспособным или ограничен в дееспособности, необходимо так же представить соответствующее решение суда;
  7. Документ, подтверждающий утрату жилья, если жилье было утрачено до достижения возраста 18 лет;
  8. И наконец, можно представить любой другой документ, который может подтвердить наличие одного из указанных правовых оснований;
  1. Как известно, полную дееспособность человек приобретает в возрасте 18 лет, однако иногда возможно получить полную дееспособность раньше. Этот процесс в юриспруденции называется эмансипацией. Если ребенок–сирота добился эмансипации, то нужно представить соответствующий документ;
  2. Акт о назначение попечителя. Этот пункт не является обязательным, если заявление подается самим лицом из числа детей–сирот;
  3. Свидетельство о собственности на имеющееся жилье, либо договор социального найма, если квартира муниципальная;
  4. ЕЖД, получить его можно в любом МФЦ в день обращения;
  5. Судебное решение о лишении родительских прав, если имеет место такое основание, как проживание с «бывшими» родителями;
  6. Такое же решение, только об отмене усыновления. Если речь идет о соответствующем правовом основании;
  7. Специальное заключение, подтверждающее, что жилье непригодно для проживания (ветхое или аварийное);
  8. Выписка из ЕГРП о том, что у заявителя действительно не имеется больше никакого жилья;

Оба перечня документов, содержатся в п.9 ППМ №430. У нас можно скачать заявление о признании невозможности проживания однако имейте в виду, что данная форма действительна только в г. Москве.
Заявление подается:

  • Опекуном или попечителем, если ребенку еще не исполнилось 18 лет. Необходимо отметить, что в этом случае заявление необходимо подать не позднее шести месяцев до дня исполнения 14 лет вашему подопечному! Если же обстоятельства невозможности проживания возникли после наступления 14 лет — не позднее 30 дней с момента наступления указанных обстоятельств! Подается же заявление в орган опеки по месту жительства;
  • Заявление может подать непосредственно сам сирота, если он достиг 18 лет и если до достижения 18 лет такое заявление не подавалось. В данном случае заявление может быть подано сразу в ГБУ Центр «Содействие», или же в орган опеки;

После получения заявления и всех необходимых документов, орган опеки должен в течение 30 дней провести проверку полноты документов, а так же достоверности указанных сведений. После истечения указанного срока, органы опеки должны совершить одно из двух действий:

  1. Возвращает заявление заявителю, в том случае, если выявится неполнота сведений или нехватка каких–либо документов. Причем в случае такого возврата, должна быть в обязательном порядке указана причина. В этом случае заявитель должен исправить все недостатки заявления и подать обращение еще раз.
  2. Направляет документы в ГБУ «Содействие», если в обращении не выявлено никаких недостатков.

Совсем недавно ГБУ «Детство» было переименовано в ГБУ «Содействие». Причины таких изменений неизвестны.

Итак, после получения от органа опеки заявления и всех документов, данная организация должна в течение 30 дней подготовить проект заключения по решению вопроса о признании невозможности проживания и направить его в специально созданную Комиссию, о которой речь пойдет чуть ниже. Тут же следует добавить, что если заявление было подано сразу в ГБУ «Содействие», а не в орган опеки, то ГБУ «Содействие», в таком случае должно будет выполнить и предварительную проверку документов. Таким образом, срок на передачу заявления все равно будет равен 60 дням.

Итак, после получения заключения от ГБУ «Содействие», а так же пакета всех необходимых документов,Комиссия должна в течение 30 дней рассмотреть полученное заключение и вынести уже свое, другое заключение, которое может содержать один из трех выводов:

  1. Заключение Комиссии содержит вывод о невозможности проживания в ранее занимаемом жилье;
  2. Комиссия приходит к выводу о том, что проживание все–таки возможно;
  3. Третий возможный ответ Комиссии, на наш взгляд, самый интересный. Дело в том, что Комиссия может решить, что в заявлении не хватает сведений или представлен неполный комплект документов! Этот действительно интересно, ведь полноту документов и представленных сведений уже предварительно проверяли течение 60 дней две государственные организации (органы опеки и ГБУ «Содействие»). Таким образом, вся предварительная работа по рассмотрению заявления может быть сведена не нет. Очень важно подчеркнуть, что если Комиссия придет к этому выводу, то необходимо будет подавать заявление заново, иначе будет сделан вывод о том, что проживание занимаемой квартире возможно!

Итак, после того, как Комиссия вынесла свое заключения, все дело попадает в ДТСЗН г. Москвы, которые уже и выносит окончательное решение на основании заключения, сделанного предварительно Комиссией, в срок 10 дней. Далее, копия окончательного решения должна быть направлена заявителю.

После принятия положительного решения сиротам придется пройти второй этап получения жилья — подать заявление о включении в список сирот для обеспечения жильем.

Выводы: как мы видим, претенденту на получение квартиры придется пройти через четыре государственные инстанции, каждая из которых вправе отказать в рассмотрении заявления и направить заявителя за дополнительными сведениями. Общий срок рассмотрения заявления равен 100 дням.Конечно, многие столкнувшись с таким бюрократизмом, могут сдаться и прекратить бороться за свое право, однако мы, сотрудники компании «Controversia», советуем набраться терпения и пройти этот нелегкий путь до конца. И, конечно же, наши специалисты всегда готовы Вам помочь. Если у Вас, дорогие читатели, остались вопросы, или Вы хотите поделиться своим опытом, оставляйте комментарии внизу или свяжитесь с нами по указанным телефонам.

Вам также может понравиться

Источник: https://controversia.ru/kak-priznat-nevozmozhnost-prozhivaniya-detey-sirot-v-zanimaemom-zhile/

Как установить факт невозможности проживания сироты в имеющемся жилье

Факт невозможности

По закону те сироты, которые являются собственниками или нанимателями жилья, но не могут в нем проживать, в определенных случаях имеют право на получение жилья от государства. В федеральном законе есть перечень случаев (оснований), когда за вами могут признать право на получение жилья, если установлен факт, что проживание в имеющемся жилье вы проживать не можете.

Вот эти случаи:

  1. Недостаточная площадь жилья. На одного зарегистрированного в жилом помещении человека приходиться площадь меньше учетной нормы.
  2. Жилье в непригодном состоянии.
  3. В жилье проживают родители, лишенные родительских прав.
  4. Среди жильцов есть люди, больные хроническими заболеваниями из этого списка.

В законодательстве некоторых субъектов РФ есть дополнительные основания, их можно найти в региональном законе.

Если ваша ситуация подходит под один из этих случаев, нужно получить подтверждающий это документ. Какой именно документ нужен и как его получить читайте ниже.

Случай 1. Недостаточная площадь жилья

Проверьте, соблюдается ли в жилье учетная норма.

Учетная норма – это минимальный размер жилого помещения, исходя из которого определяется, является ли человек нуждающимся в жилье. Это соотношение общей площади жилья к количеству прописанных в нем жильцов.

Например: Общая площадь квартиры, расположенной в Рязани, 30 кв.м. Учетная норма в Рязани 12 кв.м/чел. и в жилье прописано 5 человек, таким образом норма не соблюдена (30/5=6 кв.м/чел).

Если в имеющемся у вас помещении на одного жильца приходится меньше учетной нормы, получите в ЖЭУ или управляющей компании справку о составе семьи.

После этого вам нужно установить факт невозможности проживания в имеющемся жилье.

Если учетная норма соблюдается, проверьте нет ли у вас других оснований (случаев), предусмотренных законом.

Случай 2. Жилье в плохом состоянии

Тут может быть два варианта.

Жилье официально признано непригодным для проживания и у вас есть подверждающий это документ.

В таком случае обратитесь в администрацию населенного пункта, где находится жилье, чтобы установить факт невозможности проживания в имеющемся жилом помещении.

Жилье по факту является непригодным для проживания.

Обратитесь в межведомственную комиссию по признанию жилых помещений пригодными/непригодными для проживания. Эти комиссии формируются при местных администрациях. Для обращения используйте образец заявления.

Перед тем, как подавать заявление в некоторых случаях нужно подготовиться  — провести экспертизу, получить акты обследования от жилищной инспекции и (или) СЭС и т.п.

Результатом обследования станут акт и заключение комиссии. Если будет принято решение о признании жилья непригодным, то дальше нужно будет установить факт невозможности проживания в имеющемся жилье.

Если жилье реально непригодно для проживания, но комиссия признала его пригодным или подлежащим капитальному ремонту, обратитесь к опытному юристу, чтобы оспорить решения в суде.

В жилье нарушены санитарные нормы. Например, в помещении повышенная сырость или есть плесень на стенах.

Чтобы получить подвреждающий это документ, обратитесь в  Центр эпидемиологии и гигиены при региональном отделении Роспотребнадзора. Когда у вас будет акт или заключение о нарушении санитарных норм и правил, нужно установить факт невозможности проживания в имеющемся жилье.

Жилье считается непригодным для проживания, если в нем есть существенные недостатки или нарушения санитарных норм. Например, если оно пострадало от пожара или разрушены стены, потолок, повреждены несущие конструкции или коммуникации.  Если этого нет, то скорее всего жилье будет признано пригодным или подлежащим косметическому ремонту.

Александр Заруцкий Юрист

Случай 3. В жилье живет родитель(и), лишенные родительских прав

Это самый трудный случай. По закону при таких обстоятельствах нужно признать через суд, что размен жилья невозможен. Данный случай касается только квартир, являющихся муниципальной собственностью (неприватизированных). Добиться такого судебного решения сложно и без помощи грамотного юриста обращаться в суд не стоит.

Проверьте, не подходит ли ваша ситуация с жильем под другие основания.

Случай 4. Один из жильцов имеет хроническое заболевание

По закону под этот случай подпадают только определенные тяжелые заболевания из специального списка. Если у вас или одного из прописанных в жилом помещении есть такое заболевание, получите справку об этом у лечащего врача. В ней должен быть указан код заболевания по МКБ-10 (врачи знают, что это).

Получив справку, обратитесь в администрацию, чтобы установить факт невозможности проживания в имеющемся жилье.

Как установить факт невозможности проживания в имеющемся жилье

Шаг 1. Заполните заявление

Скачайте  заявление об установлении факта невозможности проживания в жилье, распечатайте и заполните пропуски от руки.

Также заявление можно получить и заполнить в органах власти, обязанных устанавливать данный факт (чаще всего это местные администрации).

Шаг 2. Приложите документы

К заявлению приложите копии документов, подтверждающих причину, по которой вы не можете проживать в имеющемся жилье. Справка с места жительства предоставляется в оригинале.

Шаг 3. Подайте заявление

Отправьте заявление в администрацию того населенного пункта, где расположено жилье (или иной орган власти, уполномоченный разрешать данные вопросы), по почте заказным письмом с уведомлением, либо отнесите его лично в канцелярию.

Если заявление подается лично, то заранее сделайте его копию и попросите, чтобы в приемной поставили отметку о том, что его приняли и поставили дату. Также возьмите с собой оригиналы всех собранных документов.

Обратите внимание, что по закону ответ на обращение граждан органы власти обязаны дать в течение 30 дней с момента получения заявления. Если ответ не получен, пожалуйтесь на нарушение сроков в прокуратуру.

Установлен факт невозможности проживания.Что делать дальше?

После получения документа об установлении факта вам нужно встать на учет.

Что делать, если администрация отказывается установить факт невозможности проживания?

Если у вас есть законные основания для установления факта и вы приложили подтверждающие это документы, пожалуйтесь на полученный отказ в прокуратуру (или суд).

Могу ли я продать или подарить имеющееся жилье, что получить квартиру от государства как сирота?

Это не поможет. По закону такое действие будет считаться намеренным ухудшением жилищных условий.

Жилищный Кодекс РФ содержит специальную статью на данный счет (ст. 53). После продажи своего жилья вы сможете встать на учет нуждающихся только через 5 лет, но сделать это сироты могут только до 23-х лет. Таким образом продав или подарив имеющееся жилье, вы не сможете претендовать на получение квартиры от государства.

Посмотрите другие памятки:

Как встать на учет сирот, нуждающихся в жилье Как обратиться в суд с иском о предоставлении сироте жилья Как подать заявление о предоставлении жилья сироте Что нужно знать о получении жилья сироте Что нужно знать о праве сирот на жилье

Источник: https://pravasirot.ru/pamyatki/problemy-s-imeyushhimsya-zhilem/

Об утверждении формы заявления об установлении факта невозможности проживания в жилом помещении и акта о признании факта возможности или невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, Приказ Министерства образования и науки Республики Адыгея от 12 мая 2020 года №0647

Факт невозможности

Во исполнение Постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от 30.04.2020 N 83 “О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 26 марта 2013 года N 59 “О некоторых вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” приказываю:

1. Утвердить форму заявления об установлении факта невозможности проживания в жилом помещении согласно приложению 1 к настоящему приказу.

2.

Утвердить форму акта о признании факта возможности или невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, согласно приложению 2 к настоящему приказу.

Министр

А.А.КЕРАШЕВ

Приложение N 1. Заявление

Приложение N 1к приказуМинистерства образования и наукиРеспублики Адыгея

в _______________________________________________
(уполномоченный орган местного самоуправления)
от ___________________________________________
(фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина)
___________________________________________________
(место жительства)
__________________________________
(контактный телефон)

ЗАЯВЛЕНИЕ

В соответствии с п. 4 ст. 1 Закона Республики Адыгея от 28 декабря 2012 года N 159 “Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” прошу установить факт невозможности проживания в жилом помещении по адресу:

_______________________________________________________________________

В связи с наличием одного из обстоятельств (нужное подчеркнуть):

1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:

а) лишенных родительских прав в отношении граждан (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);

б) страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;

в) бывших усыновителей граждан, если усыновление отменено;

г) признанных в установленном порядке недееспособными или ограниченных в дееспособности;

д) имеющих непогашенную судимость за преступления против жизни и здоровья, половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;

2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;

3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение гражданина;

4) больных хроническим алкоголизмом или наркоманией.

К заявлению прилагаю документы:

1.

_______________________________________________________________________

2.

_______________________________________________________________________

3.

_______________________________________________________________________

4.

_______________________________________________________________________

“_____” _______________ 20___ г.___________________________________
(подпись)

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ “О персональных данных”, Федеральным законом от 27 июля 2011 года N 210-ФЗ “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг” я даю согласие на обработку моих персональных данных (в том числе содержащихся в приложенных к заявлению документах)

_________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
_______________________________________
(дата)(подпись)

Приложение N 2. Акт о признании факта возможности или невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, ..

Приложение N 2к приказуМинистерства образования и науки

Республики Адыгея

На бланке

Акт

о признании факта возможности или невозможности проживания

детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц

из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения

родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями

или членами семей нанимателей по договорам социального найма

либо собственниками которых они являются

“____” ______________ 20___ г.N _______

Комиссия по установлению факта возможности или невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях (далее – комиссия), рассмотрев заявление

________________________________________________________________________
(Ф.И.О. заявителя)

от “__” ________ 20__ г. об установлении факта невозможности проживания

_________________________________________________________________________
(Ф.И.О., дата рождения гражданина, в интересах которого подано заявление)

в ранее занимаемом жилом помещении, расположенном по адресу:

_______________________________________________________________________

принадлежащем на праве пользования (на праве собственности) которым установлено на основании:

_________________________________________________________________________
(указываются реквизиты документа, подтверждающего
_________________________________________________________________________,

право пользования жилым помещением (право собственности на жилое помещение) и приложенные к нему документы, установила:

_________________________________________________________________________
(указываются факты и обстоятельства характеризующие возможность (невозможность) проживания
__________________________________________________________________________

в ранее занимаемом жилом помещении и при невозможности проживания

_________________________________________________________________________
указывается ссылка на соответствующую норму права)

по результатам рассмотрения комиссией принято решение:

проживание

_________________________________________________________________________
(Ф.И.О., дата рождения гражданина, в интересах которого подано ЗАЯВЛЕНИЕ)

в ранее занимаемом жилом помещении, расположенном по адресу:

______________________________________________________________________,

возможно (невозможно).

Председатель комиссии(____________________)
(Ф.И.О.)
Члены комиссии
(_______________________)
(Ф.И.О.)
(_______________________)
(Ф.И.О.)

Источник: http://docs.cntd.ru/document/570805191

Установление факта невозможности проживания

Факт невозможности

24-01-2020

Согласно действующему регламенту, срок предоставления государственной услуги «Установление факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются» не может превышать 42 рабочих дней. Помните, что сроки рассчитываются от даты регистрации документов в Управлении, либо примерно указываются в расписке сотрудником МФЦ. К сожалению, срок выдачи документов может не совпадать с датой, указанной в расписке – с момента регистрации ответ на Ваше заявление проходит небыстрый путь из приёмной управления обратно в МФЦ. Проверить статус документов можно через интернет: e-mfc.ru

В большинстве случаев для предоставления услуги не обязательно собирать по всему свету все указанные в перечне документы. Список необходимых бумаг составлен с целью максимального охвата всех ситуаций. Если Вы не уверены – позвоните или напишите нам. Также помните, что принимающий специалист не имеет права требовать от Вас документы, не указанные в регламенте.

  • заявление; Открыть (.pdf)
  • паспорт ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей (при наличии), лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или копию свидетельства о рождении ребенка (при отсутствии паспорта);
  • документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, невозможность проживания в котором подлежит установлению;
  • документы, подтверждающие статус ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • документы, подтверждающие личность и полномочия законного представителя, в случае представления документов законным представителем;
  • вступившее в законную силу решение суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения, предоставленного по договору социального найма, в случае проживания в жилом помещении лиц, лишенных родительских прав в отношении гражданина, относящегося к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей указанных категорий (далее – гражданин), невозможность проживания которого в ранее занимаемом жилом помещении устанавливается, или в выселении иных лиц, не являющихся членами семьи указанного гражданина;
  • вступившее в законную силу решение суда о признании лица, проживающего в жилом помещении, нанимателем или членом семьи нанимателя по договору социального найма либо собственником которого является гражданин, недееспособным или об ограничении его в дееспособности (при наличии);
  • справку организации, входящей в государственную или муниципальную систему здравоохранения, о том, что лицо, проживающее в жилом помещении, нанимателем или членом семьи нанимателя по договору социального найма либо собственником которого является гражданин, страдает тяжелой формой хронического заболевания (при наличии);
  • справку органа внутренних дел о наличии у лица, проживающего в жилом помещении, нанимателем или членом семьи нанимателя по договору социального найма либо собственником которого является гражданин, невозможность проживания которого в ранее занимаемом жилом помещении устанавливается, судимости или факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования в отношении указанного лица по нереабилитирующим основаниям за преступления против жизни и здоровья, половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;
  • копию(и) выписки (выписок) из лицевого счета жилого(ых) помещениями), принадлежащего(их) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на праве собственности, либо занимаемого им по договору социального найма или в качестве члена семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в отношении которого(ых) рассматривается вопрос об установлении факта невозможности проживания, составленной(ых) не ранее чем за 2 месяца до даты представления их в уполномоченный орган местного самоуправления;
  • документы, подтверждающие состав семьи (свидетельство (свидетельства) о рождении ребенка (детей), свидетельство о заключении брака, решение об усыновлении (удочерении), решение суда о признании членом семьи и другие);
  • технический паспорт на жилое помещение;
  • документы, подтверждающие самостоятельное право пользования жилым помещением лиц, не являющихся членами семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии);
  • копию решения суда, подтверждающего, что лицо, которое проживает в жилом помещении, является бывшим усыновителем этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии).

Копии документов, необходимых для предоставления государственной услуги, незаверенные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, предоставляются с их подлинниками для сверки.

За предоставление недостоверных или искаженных сведений, повлекших за собой неправомерное предоставление государственной услуги, заявитель несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

По вопросам предоставления услуги, получения консультации или дополнительной информации:

6 этаж, каб. 603, Тел. 277-30-80 (#9)

    Пимоненко Ирина Михайловна

Предоставление органом опеки и попечительства государственной услуги регулируется:

  • Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации” (“Собрание законодательства РФ”, 03.08.1998, N 31, ст. 3802);

Источник: https://uvsd.ru/services/137-ustanovlenie-fakta-nevozmozhnosti-prozhivanija.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.